Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Для чего нужна оценка наследственного имущества и как ее сделать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Стоит отметить, что некоторые виды имущества, не могут быть переданы в наследство напрямую. Здесь говорится, например, о части уставного капитала. Если такой вид собственности был включен в наследство, то в данной ситуации применяется пункт 8 статьи 21 закона «Об обществах…» от 08.02.1998 № 14-ФЗ. В итоге такое имущество, как доля в уставном капитале Общества с ограниченной ответственностью может быть унаследована только в двух случаях: либо если это разрешает устав ООО, либо если было получено согласие других участников.
Какие документы нужны для оценки?
Прежде, чем обращаться в государственный орган или частную организацию за оценочной экспертизой, следует заблаговременно подготовить документы, которые потребуются эксперту для работы.
В зависимости от вида наследственного имущества (квартира, транспорт, земельный надел, ценные бумаги и проч.), потребуются следующие документы:
- паспорт наследника;
- правоустанавливающие документы на наследственное имущество (договор купли-продажи, справка-счет, акт о выделении земельного участка в личное владение, сберкнижка, выписка из реестра акционеров, свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН – в зависимости от вида имущества);
- техническая документация (выписка из ЕГРН с кадастровыми данными, паспорт БТИ, технический паспорт транспортного средства);
- справка о наличии или отсутствии задолженности, запретов, арестов и других обременений на наследственное имущество.
Государственная пошлина и тариф
При оценке наследства есть не только стоимость услуг оценщиков и нотариусов, но и госпошлина – плата за государственное предоставление определенных услуг. Госпошлина является обязательным платежом, который устанавливается государством и подлежит оплате при оформлении дела о наследстве, в том числе при получении свидетельства о наследстве.
Какова величина государственной пошлины и тариф для оценки наследства? Государственная пошлина регламентируется Налоговым кодексом Российской Федерации и устанавливается в процентах от стоимости наследственного имущества. Когда дело о наследстве подлежит рассмотрению в нотариальных органах, госпошлина уплачивается в размере 0,03% от стоимости наследства.
Оценка наследства должна проводиться с учетом установленного государством тарифа. Зачем нужна государственная пошлина при оценке наследства? Государственная пошлина используется для оплаты государственных услуг, связанных с регистрацией и оформлением дел о наследстве, а также для формирования государственного бюджета.
При оплате госпошлины можно воспользоваться определенными льготами, предусмотренными законодательством. Например, в некоторых случаях государственная пошлина не взимается при открытии наследства при условии, что стоимость наследственного имущества не превышает определенного уровня. Также существуют различные льготы для некоторых категорий граждан, например, инвалидов или ветеранов.
Льготы при получении нотариальных услуг
При оформлении наследства в России с использованием нотариальных услуг, гражданам предоставляются определенные льготы с целью снижения финансовой нагрузки. Размер данных льгот зависит от различных факторов и подлежит установлению государственными органами.
Одной из главных льгот при получении нотариальных услуг является снижение государственной пошлины. Согласно действующему законодательству РФ, размер госпошлины для получения свидетельства о праве на наследство определяется в процентах от оценочной стоимости наследственного имущества. Оценку имущества можно провести самостоятельно или с помощью нотариуса, за что также нужна оплата.
Когда государственная пошлина на оформление наследства подлежит оплате, сумма которой относительно высока, граждане имеют возможность воспользоваться льготами, предусмотренными законом. Такие льготы, как правило, направлены на упрощение и снижение стоимости наследственного процесса.
Какова стоимость нотариуса при оформлении наследства? Нотариальные услуги оцениваются в соответствии с тарифами, утвержденными Нотариальной палатой РФ. Цена на услуги нотариуса может варьироваться в зависимости от сложности и степени ответственности работы. Оформление открытия наследства сопровождается определенными формальностями и требует профессионального участия нотариуса.
Услуга | Тариф нотариуса |
---|---|
Выдача свидетельства о праве на наследство | От 2 500 до 15 000 рублей |
Оценка имущества | От 2 000 до 10 000 рублей |
Оформление наследства | От 3 000 до 20 000 рублей |
Зачем нужна оценка имущества при наследовании? Оценка наследственного имущества необходима для определения его стоимости, на основании которой рассчитывается размер государственной пошлины. Также оценка помогает поделить наследство между наследниками в случае необходимости, установить налоговую базу и выполнить другие юридические процедуры.
Зачем нотариусу знать стоимость имущества
Оформляя наследство, вы стопроцентно столкнетесь с необходимостью оценить унаследованное имущество. В большинстве случаев наследники не должны уплачивать налог на наследство. Почему же тогда нотариус требует от вас представить документ об оценке?
На это есть несколько причин:
- За выдачу свидетельства о праве на наследство наследник обязан уплатить госпошлину. Она рассчитывается именно исходя из стоимости наследственного имущества в процентном отношении к данной величине (подп. 22 п. 1 ст. 333.24 НК РФ).
- В случае если наследников несколько, оценка может потребоваться для адекватного и справедливого раздела имущества между ними.
- Если вместе с имуществом по наследству переходят долги наследодателя, оценка потребуется для определения размера их погашения. Долги гасятся в пределах стоимости наследства (п. 61 постановления ВС РФ «О судебной практике…» от 29.05.2012 № 9).
Оценить необходимо любое имущество, входящее в состав наследства, как движимое, так и недвижимое (квартиру, дом, машину, ценные бумаги и др.), за исключением личных вещей и предметов обихода.
Национальное объединение саморегулируемых организаций оценщиков и иные объединения саморегулируемых организаций оценщиков
В целях обеспечения общественных интересов, формирования единых подходов к осуществлению оценочной деятельности, выработки единой позиции оценщиков по вопросам регулирования их деятельности, координации деятельности саморегулируемых организаций оценщиков, а также в целях взаимодействия саморегулируемых организаций оценщиков с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и потребителями услуг в области оценочной деятельности саморегулируемые организации оценщиков вправе создать национальное объединение саморегулируемых организаций оценщиков и иные объединения саморегулируемых организаций оценщиков с соблюдением требований настоящего Федерального закона, Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Национальным объединением саморегулируемых организаций оценщиков признается некоммерческая организация, которая создана саморегулируемыми организациями оценщиков, зарегистрирована уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, и членами которой являются более чем семьдесят пять процентов саморегулируемых организаций оценщиков, включенных в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющих более чем пятьдесят процентов оценщиков, включенных в сводный реестр членов саморегулируемых организаций оценщиков, право осуществления оценочной деятельности которых не приостановлено.
- Национальное объединение саморегулируемых организаций оценщиков не вправе отказать в приеме в свои члены саморегулируемой организации оценщиков.
- Национальное объединение саморегулируемых организаций оценщиков не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и иную приносящую доход деятельность.
- Некоммерческая организация, соответствующая требованиям части второй настоящей статьи, подлежит регистрации в едином государственном реестре саморегулируемых организаций оценщиков в качестве национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков по истечении трех рабочих дней с даты представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, следующих документов:
- заявление о регистрации в качестве национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков;
- надлежащим образом заверенные копии учредительных документов;
- заверенные некоммерческой организацией копии заявлений о вступлении в некоммерческую организацию всех ее членов.
Основными функциями национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков являются:
- обсуждение вопросов государственной политики в области оценочной деятельности;
- представление интересов саморегулируемых организаций оценщиков в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;
- формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в области оценочной деятельности;
- формирование предложений о совершенствовании правового и экономического регулирования оценочной деятельности;
- защита прав и законных интересов саморегулируемых организаций оценщиков;
- разработка федеральных стандартов оценки, за исключением федеральных стандартов оценки, устанавливающих требования к определению кадастровой стоимости;
- рассмотрение проектов нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности и предоставление рекомендаций об их утверждении;
- разработка дополнительных образовательных программ в области оценочной деятельности;
- разработка рекомендаций о минимальном стаже оценщиков, сроке стажировки лиц, претендующих на членство в саморегулируемой организации оценщиков;
- рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб на саморегулируемые организации оценщиков от потребителей услуг в области оценочной деятельности и оценщиков;
- размещение средств компенсационного фонда, переданных национальному объединению саморегулируемых организаций оценщиков, в случае, установленном статьей 24.8 настоящего Федерального закона;
- возврат имущества, составляющего компенсационный фонд и переданного национальному объединению саморегулируемых организаций оценщиков, в случае, установленном статьей 24.8 настоящего Федерального закона.
Высшим органом управления национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков является общее собрание членов национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков.
Общее собрание членов национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков созывается не реже чем один раз в год. Внеочередное общее собрание членов национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков может быть созвано по инициативе не менее одной трети саморегулируемых организаций оценщиков.
Решение общего собрания членов национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков считается принятым, если за него проголосовали не менее чем две трети участников собрания и при этом в собрании участвовали не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков.
Члены национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков имеют равные права и равное представительство на общем собрании членов национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков. Каждый член национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков независимо от количества его представителей при принятии решений имеет один голос.
К компетенции общего собрания членов национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков относятся:
- изменение устава национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков;
- определение приоритетных направлений деятельности национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, принципов формирования и использования его имущества;
- образование исполнительных органов национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков и досрочное прекращение их полномочий;
- создание филиалов и открытие представительств национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков;
- участие в других организациях;
- реорганизация и ликвидация национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков;
- формирование постоянно действующего коллегиального органа управления национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков (далее — коллегиальный орган управления национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков), в том числе избрание председателя коллегиального органа управления национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, членов коллегиального органа управления национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков и прекращение полномочий членов коллегиального органа управления национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, принятие решений о досрочном прекращении полномочий членов коллегиального органа управления национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков;
- утверждение положения о коллегиальном органе управления национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, устанавливающего также права и обязанности председателя и иных членов этого органа, функции коллегиального органа управления национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков;
- утверждение положений о членстве, об общем собрании членов национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, исполнительном органе национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков;
- утверждение размеров вступительного взноса, членских и иных взносов;
- утверждение инвестиционной декларации компенсационного фонда, переданного национальному объединению саморегулируемых организаций оценщиков, в случае, установленном статьей 24.8 настоящего Федерального закона;
- утверждение аудитора национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков и размера оплаты его услуг;
- утверждение годового отчета национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, отчета исполнительного директора о результатах финансово-хозяйственной и организационной деятельности национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, бухгалтерской (финансовой) отчетности национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, сметы доходов и расходов национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков;
- образование иных органов национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков и прекращение полномочий соответствующих органов или полномочий их членов, утверждение положений об этих органах, определение кадровой политики, в том числе условий и принципов оплаты труда работников национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков;
- иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставными документами национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков.
В состав коллегиального органа управления национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков в обязательном порядке входит по одному представителю от каждого члена национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков.
Не менее чем двадцать пять процентов состава коллегиального органа управления национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков должны составлять независимые эксперты, потребители услуг в области оценочной деятельности, представители научной и педагогической общественности и иные не являющиеся членами или представителями членов саморегулируемых организаций оценщиков лица.
Состав коллегиального органа управления национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков подлежит ротации один раз в два года в порядке, установленном учредительными документами национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков.
Коллегиальный орган управления национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков возглавляется председателем, который избирается решением общего собрания членов национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков сроком на один год.
Председателем коллегиального органа управления национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков не могут быть представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Председатель коллегиального органа управления национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков организует работу коллегиального органа управления национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков и председательствует на заседаниях коллегиального органа управления национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков.
Заседания коллегиального органа управления национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков созываются председателем коллегиального органа управления национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков. Заседания коллегиального органа управления национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков могут быть созваны по инициативе не менее одной трети членов коллегиального органа управления национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков.
Решение коллегиального органа управления национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков считается принятым, если за него проголосовали не менее чем две трети участников заседания и при этом в заседании участвовали не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов коллегиального органа управления национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков.
Каждый член коллегиального органа управления национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков имеет один голос. В случае равенства голосов при принятии решений этим органом управления голос председателя коллегиального органа управления национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков является решающим.
Исполнительный орган национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков избирается на срок до двух лет общим собранием членов национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков. Размеры вознаграждений и компенсаций лицам, входящим в состав исполнительного органа национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, устанавливаются решением общего собрания членов национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков.
Лица, входящие в состав исполнительного органа национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, не вправе:
- быть избранными в состав коллегиального органа управления национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков;
- приобретать ценные бумаги, эмитентами которых или должниками по которым являются участники национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков и их члены, их дочерние и зависимые общества;
- заключать с участниками национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков и их членами любые договоры имущественного страхования, кредитные договоры, соглашения о поручительстве;
- осуществлять оценочную деятельность;
- учреждать юридические лица, осуществляющие оценочную деятельность, становиться участниками таких юридических лиц;
- являться членами органов управления участников национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков и юридических лиц, осуществляющих оценочную деятельность, работниками, состоящими в штате указанных организаций.
Национальное объединение саморегулируемых организаций оценщиков обязано иметь в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» официальный сайт, в электронный адрес которого включено доменное имя, права на которое принадлежат национальному объединению саморегулируемых организаций оценщиков (далее — официальный сайт национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков).
Национальное объединение саморегулируемых организаций оценщиков обязано разместить на официальном сайте национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков:
- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, место нахождения, номера контактных телефонов и адрес электронной почты, полные и (в случае, если имеются) сокращенные наименования некоммерческих организаций, членом которых является национальное объединение саморегулируемых организаций оценщиков, места их нахождения, номера контактных телефонов и адреса электронной почты;
- государственный регистрационный номер, присвоенный при государственной регистрации юридического лица, зарегистрированного в качестве национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, идентификационный номер налогоплательщика;
- состав членов национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков;
- уведомление о созыве общего собрания членов национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков с указанием даты, места и времени его проведения не позднее чем за десять рабочих дней до даты его проведения;
- протоколы заседаний органов управления, рабочих групп и иных структурных подразделений национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, их аудио- и видеозаписи, приказы и распоряжения исполнительного директора национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков;
- годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков и аудиторское заключение в отношении указанной отчетности;
- смету доходов и расходов национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков;
- учредительные документы национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков;
- информацию о структуре, компетенции, персональном составе коллегиального органа управления, единоличного исполнительного органа управления, комитетов, комиссий, рабочих групп и иных структурных подразделений национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков;
- информацию о третейских судах, созданных при национальном объединении саморегулируемых организаций оценщиков;
- информацию об участии национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков в судебных процессах с указанием номеров дел, наименований судов, предметов исков, решений судов;
- информацию о ходе и результатах предварительной экспертизы нормативных правовых актов и рассмотрения проектов нормативных правовых актов, в проведении которых национальное объединение саморегулируемых организаций оценщиков принимало участие;
- информацию о выставках, семинарах, конференциях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых национальным объединением саморегулируемых организаций оценщиков;
- информацию о взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам, связанным с деятельностью национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков (официальные письма, обращения, мероприятия);
- иную информацию, размещение которой на официальном сайте национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков предусмотрено его внутренними документами.
Национальное объединение саморегулируемых организаций оценщиков обязано разместить на официальном сайте национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков все изменения, внесенные в документы, или изменение информации, определенной частью двадцать третьей настоящей статьи, не позднее дня, следующего за днем, когда такие изменения были приняты, произошли либо стали известны национальному объединению саморегулируемых организаций оценщиков, если иной срок не предусмотрен уставом национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков.
Национальное объединение саморегулируемых организаций оценщиков в случае возникновения его несоответствия требованиям части второй настоящей статьи обязано обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, с заявлением о несоответствии национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков требованиям части второй настоящей статьи и прекращении регистрации в качестве национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков (далее — заявление о прекращении регистрации) не позднее чем в течение трех дней с даты возникновения такого несоответствия.
При поступлении от национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков заявления о прекращении регистрации или при выявлении уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, несоответствия национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков требованиям части второй настоящей статьи указанный федеральный орган прекращает регистрацию национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, о чем вносит соответствующие сведения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты поступления заявления о прекращении регистрации или выявления этого несоответствия.
Кто оценивает передаваемые по наследству квартиры
Существует два вида документов, в которых оценщики фиксируют стоимость квартир и другого недвижимого наследства. Это отчеты о кадастровой либо рыночной оценке стоимости. Какое именно доказательство подавать нотариусу — выбирает наследник квартиры.
Обычно в делах о наследстве подается выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Там кадастровая стоимость квартиры уже есть: она определяется по заказу государства каждые пять лет и регулярно обновляется в базе данных ЕГРН. Сама выписка обычно есть в пакете документов на квартиру — вместе с договором купли-продажи, кадастровым паспортом и другими бумагами.
Однако наследник может быть не согласен с установленной в реестре стоимостью квартиры — и, соответственно, размером пошлины на наследство. Это 0,3 % от итоговой суммы для супругов, детей, братьев и сестер умершего (но до 100 тысяч рублей) и 0,6 % для остальных наследников (но до миллиона рублей).
Так, если кадастровая стоимость квартиры как наследства выше рыночной, например, на 500 тысяч рублей — переплата по пошлине составит от 15 тысяч. Заказать экспертизу рыночной стоимости квартиры в таких случаях часто выгоднее.
Кроме того, принятие квартиры в наследство с оценкой по рыночной стоимости удобно, если:
- вам сложно посещать место расположения наследства и собирать бумаги в государственных учреждениях;
- до момента вступления в наследство (через полгода после смерти наследодателя) остается слишком мало времени, и собирать бумаги на квартиру некогда;
- состояние переходящей по наследству квартиры по чьей-то вине ухудшилось еще до вступления наследников в права, и это нужно доказать в суде.
При заказе независимой экспертизы вам нужно получить для вступления в права именно отчет об оценке стоимости наследуемой квартиры. Не справку, не выписку, акт или другой документ. Нотариус их просто не примет и не приобщит к делу о наследстве.
Отчёт об оценке имущества
При оценке любого объекта в целях наследования обязательно составляется отчет, содержащий описание объекта оценки, его качественные и количественные характеристики, данные об анализе рынка, описание оценочной процедуры с указанием этапов, способов и методов определения стоимости. В итоге заказчик оценки получает официальный документ, указывающий стоимость наследства и обосновывающий ее величину, а также расчеты стоимости наследуемого имущества.
За дату оценки в Отчете об оценке рыночной стоимости имущества, передаваемого по наследству, принимается дата смерти собственника имущества.
Оценка наследства — это необходимая процедура при вступлении в право наследования и оформлении наследства, потому что состав имущества должен иметь определенную стоимость в наследственной массе. Если Вам нужно определить стоимость наследства в Пскове, наши независимые оценщики готовы в этом помочь.
Псковская Фондовая Компания производит независимую экспертизу наследства как по запросу нотариуса, так и по запросу частного лица. Мы поможем выбрать оптимальный для расчета вид стоимости наследства, составим грамотный отчет об оценке, и при необходимости окажем правовую поддержку в любом наследственном деле.
Этапы оформления наследства в собственность:
- Получение документов, подтверждающих факт наступления смерти(свидетельство о смерти в ЗАГСе или решение суда).
- Получение выписки из домовой книги или самой домовой книги (если наследодатель проживал в частном доме), подтверждающей последнее место жительства наследодателя.
- Обращение к нотариусу с заявлением о принятии наследства для открытия наследственного дела.
- Предоставление нотариусу документов о праве на наследуемое имущество. Это может быть завещание или документ, подтверждающий степень родства (свидетельство о браке, свидетельство о рождении, акт из ЗАГСа, решение суда).
- Проведение оценки наследуемого имущества и получение соответствующего заключения.
- Оплата государственной пошлины.
- Получение свидетельства о вступлении в права наследования.
Оценка имущества при вступлении в наследство
В процессе наследования преемнику переходят не только права собственности усопшего, но и его обязательства. Помимо этого, он несет и траты, связанные с данной процедурой. Так, размер госпошлины рассчитывается исходя из стоимости наследственной массы.
Таким образом, оценка имущества для наследства – необходимая процедура при вступлении в права наследования, цель которой состоит в определении стоимости преемственной собственности.
Обычно необходимость в оценке преемственного имущества, возникает во время оформления у нотариуса прав на наследство. В большинстве случаев данная процедура проводится по инициативе преемников наследодателя, исполнителей завещания или сотрудников органов опеки и попечительства.
Оценка имущества при вступлении в наследство неизбежна в большинстве случаев. Это объясняется тем, что для полноправного вступления во владение собственностью, преемникам нужно иметь на руках свидетельство о праве на наследство.
Подпункт 22 п. 1 ст. 333.24 НК РФ регламентирует взимание госпошлины юристом за выдачу свидетельства. Размер пошлины рассчитывается исходя из общей стоимости преемственного имущества на дату открытия наследства. Это регламентируется подпунктом 6 п.1 ст. 333.25 Налогового кодекса.
Отчет об оценке акций для наследства
Действующее законодательство предусматривает передачу нотариусу отчета об оценке акций, оформленного исходя из положений ФЗ «Об оценочной деятельности» и федеральных стандартов оценки.
ВниманиеСоставленный документ прошивается и скрепляется печатью организации-оценщика, а в конец отчета подшиваются разрешительные документы на право проведения оценочных мероприятий экспертным учреждением.
Оценка наследуемых акций происходит в следующем порядке:
- изучается рынок ценных бумаг;
- проводится анализ баланса организации, управляющей вверенными акциями;
- составляется сам отчет.
Отчет об оценке акций включает:
- описательную часть;
- обзор и изучение рыночной конъюнктуры;
- описание оценочных методов;
- вычисление рыночной стоимости, исходя из общепринятых правил проведения оценок.
Перечень сведений и документов, предоставляемых для оценки акций:
- ксерокопия свидетельства о регистрации, устава или учредительного договора;
- ксерокопии документов, содержащие итоговые данные о выпуске акций;
- ксерокопии проспектов эмиссии;
- структурный состав организации и виды ее деятельности;
- данные бухгалтерской отчетности за период от трех до пяти лет;
- отчет о прибылях и убытках, бух. баланс;
- аудиторское заключение при проведении проверки;
- ведомость фондов;
- сведения обо всех имеющихся активах (векселях, недвижимости и др.);
- детализация дебиторской и кредиторской задолженности;
- сведения о дочерних организациях и их отчетность;
- стратегический план совершенствования предприятия на период от трех до пяти лет, включающий прогнозные данные об основных финансово-экономических показателях;
- информация о клиенте — инициаторе оценки акций (физическом или юридическом лице).
Стоимость оценивания наследства
Оценочная деятельность должна быть вознаграждена – это право оценщика определено ст. 14 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». Размер вознаграждения, согласно ст. 16 закона, не может зависеть от итоговой цены, установленной составленным специалистом отчетом.
Согласно ст. 10 закона, размер вознаграждения является обязательным пунктом договора с оценщиком, поэтому стоимость услуги следует обсудить еще до проведения оценочных мероприятий.
Законодательство не регулирует стоимость оценки, поэтому каждый оценщик или экспертная организация вправе определять размер вознаграждения самостоятельно.
Как правило, каждый субъект оценочной деятельности имеет собственный прайс, в котором размеры вознаграждения поставлены в зависимость от объекта оценивания. Цены отличаются, однако нам удалось найти некоторые закономерности.
Процедура оценки: как проходит
Получив все документы на машину, эксперт обязательно проводит ее осмотр и детальную фотосъемку. Дополнительно владельцу задаются вопросы об исправности тех или иных узлов и агрегатов в автомобиле. При необходимости эксперт может выехать к месту нахождения автомобиля
Собрав все документы, сделав фото и приступая к работе, эксперт устанавливает:
- точное наименование марки и модели автомобиля;
- комплектацию;
- год выпуска;
- степень износа и амортизации машины;
- наличие повреждений и неисправных узлов;
- пробег автомобиля;
- установленное дополнительное оборудование.
Оценка проводится по методикам Минюста, которые обязывают эксперта провести вычисление средней стоимости автомобиля с учетом объявлений по такой модели в регионе.
Если марка машины редкая, то эксперт вправе взять сведения из общедоступных источников о стоимости машины б/у.
Оценка акций для вступления в наследство: порядок и особенности
Законное право на оценку наследуемого имущества имеют только оценщики – юристы, специально подготавливаемые для решения подобного рода задач.
Поскольку оценка наследства представляет собой трудный и не лишенный потенциальных юридических ошибок процесс, то проводить эту процедуру и выдавать клиентам отчеты могут только те юристы-оценщики, чьи квалификационные навыки соответствуют требованиям закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»
.
Согласно ему, квалифицированным оценщиком будет являться член саморегулируемой некоммерческой организации оценщиков, подтвердивший свою ответственность страховкой в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При этом оценщик должен иметь высшее юридическое образование, не иметь судимости и регулярно проходить курсы повышения квалификации.
Оценивать объекты наследования имеют право, как государственные организации, так и частные компании. Главное требование к ним – устанавливать стоимость любого вида наследуемого имущества имеют право юристы, которые получили специальное образование и входят в Саморегулируемую организацию (СРО).
Об этом указано в ФЗ №135 от 29/07/1998 года. Каждый специалист, проводящий работы по установлению цены имущества, должен иметь специальный сертификат.
При выборе оценщика также следует обратить внимание на:
- срок его работы в данной сфере;
- стоимость оказываемых услуг: на каждый вид имущества имеется определенный ценовой уровень;
- наличие клиентуры с положительными отзывами.
Согласно НК статье 333.25 пункту 5 нотариус не может определять стоимость имущества, которая используется для дальнейшего исчисления госпошлины.
По мнению большинства юристов, процедура оценки необходима для достижения двух целей: решения спорных вопросом между наследниками (если их несколько) и для расчета нотариальной пошлины. Последний вариант наиболее важен.
Для определения государственной нотариальной пошлины за совершение нотариальных действий требуется узнать рыночную стоимость наследуемого имущества.
Решение этой задачи ищут нотариусы, руководствуясь действующим законодательством РФ.
Рыночная стоимость наследства получает независимую оценку от экспертов организации, получившей право на оценочную деятельность.
Подготавливая расчет нотариальной пошлины, нотариус обязательно составляет специальный отчет, в котором содержатся данные об объекте оценки, информация об анализе рынка, расчеты стоимости имущества, данного в наследство и т.д.
Под характеристиками, влияющими на стоимость оформления наследства, понимаются обстоятельства, когда стоимость автомобиля значительно выше или ниже среднерыночной.
Стоимость наследуемого ТС значительно выше среднерыночной может быть, когда:
- на автомобиле установлено дополнительное (не штатное) дорогостоящее оборудование;
- автомобиль не эксплуатировался, и его состояние намного лучше, чем аналогов.
Такие ситуации настолько редки, что рассматривать их не имеет смысла. В данном случае важна не конечная стоимость автомобиля, а обстоятельства, при которых (или для которых) стоимость транспортного средства была увеличена собственником, что уже выходит за границы оценки автомобиля для нотариуса.
Стоимость наследуемого ТС значительно ниже среднерыночной может быть, когда:
- автомобиль на момент смерти наследодателя находился в технически неисправном состоянии;
- автомобиль на момент смерти наследодателя был в ДТП.
При любом обстоятельстве, когда стоимость автомобиля значительно ниже среднерыночной, решение о проведении оценки с осмотром или без должно приниматься, исходя из целесообразности. Другими словами: если понести затраты на полную оценку автомобиля с его осмотром, то снизит ли это общие затраты на оформление наследства?
Примеры вариантов возможной оценки неисправного автомобиля для наследства:
Среднерыночная стоимость подержанного автомобиля по данным аналитического агентства “АВТОСТАТ” — 740000 рублей. Допустим, автомобиль попал в ДТП.
Вариант 1:
Стоимость полной оценки с осмотром автомобиля и расчетом стоимости его ремонта ориентировочно составляет 5000 руб. Допустим, что его стоимость в невосстановленном состоянии оценена в 300000 руб. Тогда размер госпошлины в 0,3% от стоимости автомобиля составит: 300000 × 0,3% = 900 руб.
Итого затраты на оформление наследства будут: 5000 (оценка) + 900 (госпошлина) = 5900 руб.
Вариант 2:
Стоимость онлайн-оценки, не учитывающей аварийные повреждения автомобиля — 500 руб. При стоимости аналогичного неповрежденного автомобиля 740000 руб. размер госпошлины равен: 740000 × 0,3% = 2220 руб.
Соглашение между наследниками – гарант успешного решения дела. Но здесь есть своя специфика.
Во-первых, следует отдавать себе отчет в том, что оперативное решение спорных вопросов необходимо ввиду:
- ограниченного срока оформление наследства, который составляет 6 месяцев.
- другие наследники могут во время открытия наследства быстрее получить свидетельство о наследовании и даже претендовать на единоличное собственничество имущества наследодателя.
- возможность восстановления пропущенного срока наследования не гарантирует его восстановления.
- быть собственником выгодно, поскольку с момента вступления в права собственности можно распоряжаться имуществом наследодателя по своему усмотрению и проводить с ними любые действия, включаю продажу, сдачу в аренду и т.д.
Следует учитывать, что и вы, и другие наследники могут быть подвержены психологическому стрессу, вызванному смертью близкого вам человека, являющегося общим наследодателем.
В стрессовой ситуации люди, подвергаясь аффекту, могут вести себя неадекватно, провоцировать споры, что не способствует достижению согласия.
Пошлина при оформлении наследства
Еще один актуальный вопрос – сколько налога правопреемнику придется заплатить в казну после того, как он узаконит право на имущество умершего родственника?
Уточним сразу: платят за наследство не налоги, а пошлины. Налог упразднен в 2006 году. Впрочем, разница актуальна скорее для ФНС, чем для плательщика.
Государственная пошлина на наследство имеет разный размер: 0,3% от стоимости для близких родственников (двух первых очередей), 0.6% — для всех прочих. От пошлины освобождаются:
- Лица, постоянно проживающие в наследуемой недвижимости.
- Несовершеннолетние наследники.
- Недееспособные граждане.
- Некоторые льготные категории (ветераны и т.д.).
Кадастровая оценочная стоимость
Воспользоваться кадастровой стоимостью можно только для имущественных объектов, внесенных в государственный реестр. В нем указана стоимость имущества, определенная независимым оценщиком, с которым муниципалитет заключил соответствующий договор на выполнение работ. Метод оценки компания – оценщик выбирает самостоятельно. При этом она должна проводить ее периодическую переоценку.
Официальная информация о стоимости недвижимости по кадастру размещена на сайте Росреестра. Там можно оформить заказ выписки о стоимости унаследованного имущества и получить ее как в электронном варианте, так и на бумаге. Получить выписку можно также, обратившись напрямую в учреждение Росреестра или МФЦ. Документально оформленная выписка выдается бесплатно в течение 5 дней с момента подачи или размещения на сайте заявки.
Какие трудности могут возникнуть
Оценка квартиры для наследования играет важную роль во всей процедуре вступления в наследство. Во-первых, от того, какая сумма будет указана в справке, зависят выплаты нотариусу и поступления от сонаследников в случае замены доли квартиры на другое имущество или – деньги.
В многообразии возможностей оценки недвижимости, особенно, если она элитная и имеет уникальный дизайн, сложно сориентироваться самостоятельно. Нередко, чтобы сэкономить на нотариальном налоге или получить выгоду от распределения наследуемой массы имущества, целесообразно получить консультацию опытного специалиста. Он посоветует:
- какой способ оценки в конкретном случае будет самым оптимальным;
- стоит ли воспользоваться инвентарной оценкой;
- как настоять на том, чтобы нотариус согласился на инвентарную оценку квартиры;
- каких специалистов лучше всего привлечь к оценке квартиры для наследства.
Несомненно, грамотный юрист поможет выбрать и реализовать оптимальный вариант оценки недвижимости для вступления в наследство.