Страны входящие в таможенный союз в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страны входящие в таможенный союз в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) была создана Зона свободной торговли (ЗСТ). Эта зона представляет собой территорию, где товары и услуги могут перемещаться без таможенных пошлин и препятствий. В ЗСТ находятся страны-члены ЕАЭС, включая Армению, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россию.

Какие страны входят в ЕАЭС

  • Россия — крупнейшая страна, являющаяся основным двигателем интеграционного процесса в ЕАЭС;
  • Беларусь — страна, разделяющая с Россией крупную границу и идущая по пути близкой экономической интеграции;
  • Казахстан — крупная страна в Центральной Азии, активно развивающая экономическое сотрудничество с Россией и Беларусью;
  • Армения — небольшая страна на Кавказе, которая также присоединилась к ЕАЭС;
  • Киргизия — страна в Центральной Азии, которая присоединилась к ЕАЭС после проведения референдума.

Страны Таможенного союза: список

  • Российская Федерация
  • Республика Беларусь
  • Казахстан
  • Армения
  • Киргизия

Каждая из этих стран вносит свой вклад в развитие экономического и таможенного сотрудничества в рамках Таможенного союза. Внутри союза действуют единые правила и нормы, регулирующие взаимные отношения между участниками. Одним из ключевых преимуществ членства в Таможенном союзе является свободный обмен товарами без пошлин и ограничений на территории союзных стран.

Страна Площадь Население ВВП
Российская Федерация 17 098 242 км² 146,6 млн человек $1,46 трлн (2020)
Республика Беларусь 207 595 км² 9,4 млн человек $60,6 млрд (2020)
Казахстан 2 724 900 км² 18,7 млн человек $180,1 млрд (2020)
Армения 29 743 км² 2,9 млн человек $13,6 млрд (2020)
Киргизия 199 951 км² 6,6 млн человек $8,4 млрд (2020)

Какие страны входят в ЕАЭС?

До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.

Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.

Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2020 году:

  • Республика Беларусь;
  • Российская Федерация;
  • Республика Армения;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика.

В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2020 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.

Правовое регулирование взимания ввозных таможенных пошлин

Суть обязательств в том, что после вступление России в ВТО нормативы организации автоматически становятся обязательными и для Беларуси с Казахстаном. Но вот если правила ТС в чем-то более лояльны к мировой торговле, чем требования ВТО, они продолжают действовать на законных основаниях. Если же какие-то нормы ВТО не учтены в соглашении по ТС, то Беларусь и Казахстан не обязаны их выполнять.

Однако для участников ТС следование нормам ВТО все же оказалось достаточно чувствительным. И в первую очередь за счет того, что пришлось снижать импортные пошлины на многие виды продукции.

Так, ввозные пошлины на сельскохозяйственную технику упали с 15% до 5-10%, изделия деревообработки – с 16% до 8%, на грузовые автомобили с 35% до 25%, в той же пропорции – на б/у легковые, а на новые легковушки – с 30% до 25%. Причем предполагалось, что в дальнейшем размер пошлин будет еще снижаться.

Перечень продукции, по которой пришлось снимать ввозные пошлины, достаточно велик. Это привело к тому, что внутренние рынки были открыты для импортной продукции, а местные производители понесли убытки, потеряв долю рынка.

Читайте также:  Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет на третьего ребенка в 2024 году

Другая сторона медали – вывозные, то есть экспортные пошлины. Здесь государствам-участникам ТС также пришлось ориентироваться на нормы ВТО, которые имеют преимущественно право. И движение тут оказалось разнонаправленным. Экспортные пошлины по некоторым видам продукции (скажем, соевые бобы), напротив, должны увеличиться, что делает ее неконкурентоспособной на мировом рынке. По другим видам пошлины резко снижаются либо вообще отменяются, что бьет по государственному бюджету, поскольку в казну поступает меньше средств.

Налогообложение в ЕАЭС

Юридические лица, занимающие импортом товара среди держав – участников, уплачивают:

  • НДС.
  • Акцизы.

Взимают налоговые органы. Исключение – акцизы по маркированным товарам. Их взимают таможенные органы. Даже применение систем льготных система налогообложения не предусматривает освобождение от уплаты косвенных налогов.

Налоговая база для уплаты НДС рассчитывается как стоимость везённых товаров. Акцизы, подлежащие уплате по подакцизным товарам, входят в общую сумму по уплате НДС.

Предусмотрены случаи освобождения от уплаты косвенных налогов. Это:

  • На основании ст. 150 НК РФ – товары, которые освобождены от налогообложения при ввозе их в РФ.
  • Товары, которые ввозятся гражданами для личных, а не для предпринимательских целей.
  • Товары, передача которых осуществляется в пределах одного юридического лица.

При экспорте товаров применяется ставка НДС, равная 0%. От уплаты акцизов также полное освобождение. Право применения нулевой ставки по НДС должно быть подтверждено документами:

  • Договорами.
  • Заявлениями.
  • Транспортными документами.

Что получают страны от участия в ЕАЭС

Участие в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) предоставляет странам множество преимуществ и возможностей для развития и сотрудничества. Вот основные преимущества, которые получают страны-члены ЕАЭС:

  • Снижение торговых барьеров: благодаря созданию единого таможенного пространства и свободной торговли, страны-члены ЕАЭС сокращают бюрократические процедуры и снижают тарифы на торговлю между собой. Это способствует увеличению объемов товарооборота и росту экономики.
  • Расширение рынка сбыта: страны-члены ЕАЭС получают доступ к большому единому рынку с более чем 180 миллионами потребителей. Это позволяет увеличить объемы экспорта и привлечь иностранные инвестиции.
  • Совместное использование ресурсов: участие в ЕАЭС позволяет странам-членам использовать совместные ресурсы, такие как энергия, транспортные маршруты, научно-технический потенциал и инфраструктуру. Это облегчает развитие производственных отраслей и повышение конкурентоспособности.
  • Совместные программы и проекты: ЕАЭС поддерживает разработку и реализацию совместных программ и проектов в различных сферах, таких как энергетика, транспорт, сельское хозяйство, наука и образование. Это способствует сотрудничеству и обмену опытом между странами-членами.

Этапы формирования: первые участники, настоящее время, планы на будущее

В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.

С 2015 года по причине создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщество было упразднено. Членство в ЕАЭС автоматически влекло за собой участие в Таможенном союзе (ТС) с применением единых тарифов пошлин.

Одновременно с вступлением в ЕАЭС в 2015 году к ТС примкнули Армения и Киргизия.

Тунис и Сирия изъявили желание стать членами Союза. Существует предложение приобщить к территории и Турцию, но реальных действий для подписания договоров с этими государствами пока не предпринято.

Правовое регулирование взимания ввозных таможенных пошлин

Суть обязательств в том, что после вступление России в ВТО нормативы организации автоматически становятся обязательными и для Беларуси с Казахстаном. Но вот если правила ТС в чем-то более лояльны к мировой торговле, чем требования ВТО, они продолжают действовать на законных основаниях. Если же какие-то нормы ВТО не учтены в соглашении по ТС, то Беларусь и Казахстан не обязаны их выполнять.

Однако для участников ТС следование нормам ВТО все же оказалось достаточно чувствительным. И в первую очередь за счет того, что пришлось снижать импортные пошлины на многие виды продукции.

Так, ввозные пошлины на сельскохозяйственную технику упали с 15% до 5-10%, изделия деревообработки – с 16% до 8%, на грузовые автомобили с 35% до 25%, в той же пропорции – на б/у легковые, а на новые легковушки – с 30% до 25%. Причем предполагалось, что в дальнейшем размер пошлин будет еще снижаться.

Читайте также:  Что значит земельный участок без координат границ

Перечень продукции, по которой пришлось снимать ввозные пошлины, достаточно велик. Это привело к тому, что внутренние рынки были открыты для импортной продукции, а местные производители понесли убытки, потеряв долю рынка.

Другая сторона медали – вывозные, то есть экспортные пошлины. Здесь государствам-участникам ТС также пришлось ориентироваться на нормы ВТО, которые имеют преимущественно право. И движение тут оказалось разнонаправленным. Экспортные пошлины по некоторым видам продукции (скажем, соевые бобы), напротив, должны увеличиться, что делает ее неконкурентоспособной на мировом рынке. По другим видам пошлины резко снижаются либо вообще отменяются, что бьет по государственному бюджету, поскольку в казну поступает меньше средств.

Экспертный совет в рамках Таможенного союза

Экспертный совет в рамках Таможенного союза создан при высшем органе Таможенного союза. Правовой статус Экспертного совета определен в Положении об Экспертном совете в рамках Таможенного союза, утвержденном решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. N 16 (далее — Положение).
В состав Экспертного совета каждое из государств — членов Таможенного союза направляет сроком на три года не менее пяти представителей из числа своих граждан, обладающих необходимыми специальными знаниями и опытом в области права, международной торговли, в других областях, имеющих отношение к разрешению споров.
Экспертный совет уполномочен рассматривать заявления хозяйствующих субъектов государств — членов Таможенного союза по вопросу соответствия решений Комиссии Таможенного союза, имеющих обязательный характер, договорно-правовой базе Таможенного союза.
В соответствии с Положением любой хозяйствующий субъект государства — члена Таможенного союза может представить в Экспертный совет заявление о несоответствии решения Комиссии международным договорам, составляющим договорно-правовую базу Таможенного союза. В заявлении указываются те решения Комиссии, которые, по его мнению, являются нарушением международных договоров или решений органов Таможенного союза, и отмечаются положения, которые, по его мнению, имеют отношение к этому вопросу.
Заявление представляется хозяйствующим субъектом в секретариат Экспертного совета (Секретариат Комиссии Таможенного союза).
Действия, связанные с подачей заявления, хозяйствующий субъект может совершать лично или через своего представителя.
Для рассмотрения заявления в каждом конкретном случае секретариатом Экспертного совета в десятидневный срок с даты принятия заявления к рассмотрению, по согласованию с правительствами государств — членов Таможенного союза, формируется состав Согласительной комиссии, в который включаются по три эксперта от каждого государства — члена Таможенного союза из числа членов Экспертного совета.
Рассмотрение заявления на заседании Согласительной комиссии осуществляется не позднее двух месяцев с даты принятия заявления к рассмотрению.
По результатам рассмотрения Согласительная комиссия выносит заключение о соответствии или несоответствии решения Комиссии договорно-правовой базе Таможенного союза, которое включает:
— изложение обстоятельств заявления;
— мотивировочную часть в отношении каждого из поставленных в заявлении вопросов;
— рекомендации о пересмотре Комиссией решения, в случае если оно признано не соответствующим договорно-правовой базе Таможенного союза.
Согласительная комиссия не выносит рекомендаций относительно возмещения ущерба.
Заключение Согласительной комиссии подписывается всеми экспертами, входящими в ее состав, и направляется хозяйствующему субъекту и в Комиссию в течение трех дней с даты проведения заседания, на котором оно принято.
В случае наличия особого мнения экспертов оно должно быть отражено в заключении.
Комиссия рассматривает заключение Согласительной комиссии на очередном заседании.
О поступивших заключениях Согласительной комиссии и результатах их рассмотрения Комиссия информирует высший орган Таможенного союза на уровне глав правительств.

Анализ деятельности ТС

Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, но сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, но после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда. Тем не менее существуют и общие интересы. Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.

Читайте также:  Инвалидам 2 группы детства будут добавлять пенсию 2024 году

На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза занимала Российская Федерация. Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями. Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.

Преимущества таможенного союза

Одним из главных преимуществ таможенного союза является устранение таможенных барьеров между странами-участниками. Это значит, что товары, услуги и капитал могут свободно перемещаться на всей территории союза без дополнительных таможенных пошлин и препятствий, что способствует росту внешней торговли и притоку иностранных инвестиций.

Еще одним преимуществом таможенного союза является установление единой торговой политики. В рамках союза участники могут договариваться об общих правилах и нормах торговли, что создает предсказуемость и стабильность для бизнеса и позволяет государствам вырабатывать единую позицию в отношении третьих стран. Такая координация помогает защитить интересы стран-участниц и повысить их конкурентоспособность на международном рынке.

Цели Таможенного союза

Таможенный союз ЕАЭС был создан после распада СССР. Страны постсоветского пространства имели общее прошлое и похожие экономические проблемы. Чтобы помочь друг другу справиться с ними в новых условиях, было создано таможенное соглашение Основные цели, которые преследовали страны:

  • увеличение рынка сбыта;
  • стимул для производства качественной конкурентоспособной продукции;
  • защита рынка стран, входящих в ЕАЭС.

Одним словом, главная цель – развитие экономики за счет улучшения условий торговли. Каким образом это достигается в рамках ТС? Объединение позволило:

  • отменить таможенные пошлины, тем самым уменьшив цену товара, а значит, сделав ее более конкурентоспособной;
  • унифицировать методы оценки качества продукции;
  • создать единое таможенное пространство, что позволило ускорить бюрократические процедуры;
  • дать возможность гражданам стран ЕАЭС иметь равные условия трудоустройства.

Таможенная территория и особенности управления

Особенности управления таможенной территорией:

  • Таможенный союз имеет единую таможенную территорию, что означает отсутствие целого ряда таможенных формальностей и процедур при перемещении товаров и лиц между странами-участницами. К ним относится отсутствие таможенных пошлин внутри таможенного союза.
  • Таможенная территория располагается на границе Союза, контроль за движением товаров осуществляется на внешних границах союза.
  • Управление таможенной территорией осуществляется таможенными органами, которые осуществляют контроль и надзор за перемещаемыми товарами.
  • Таможенные проверки проводятся при необходимости, основываясь на предписаниях и правилах таможни.
  • Процедуры таможенного контроля и управления таможенной территорией регламентируются соответствующими нормативно-правовыми актами.

Цели Таможенного союза и их осуществление

  • Установлении свободного перемещения товаров: Одной из важнейших целей Таможенного союза является создание единого таможенного пространства, в рамках которого отменены таможенные пошлины и ограничения на перемещение товаров между членами союза. Это способствует развитию торговых отношений и увеличению объема товарообмена.
  • Гармонизации экономического законодательства: Для обеспечения эффективного функционирования Таможенного союза каждое государство-участник обязано привести свое законодательство в соответствие с нормами и стандартами Таможенного союза. Это позволяет устранить разрывы и противоречия между национальными законодательствами и обеспечить одинаковые условия на рынке.
  • Созданию единой таможенной политики: В рамках Таможенного союза государства-участники принимают единую таможенную политику, которая определяет правила и принципы взимания таможенных сборов, а также контроля за перемещением товаров через границы союза. Это способствует укреплению внешнего контура таможенного союза и защите его экономических интересов.
  • Созданию единого рынка труда и услуг: Одной из целей Таможенного союза является создание единого рынка труда, что предоставляет возможности свободного перемещения граждан-работников между государствами-участниками и упрощает процедуры оформления трудовых отношений. Также Таможенный союз стремится установить единые правила и нормы для сферы услуг, что способствует развитию экономического сотрудничества в данной области.

Цели Таможенного союза предполагают адаптацию национальных законодательств и создание единой правовой базы, которая будет регулировать взаимодействие государств-участников. Осуществление данных целей требует активной работы всех членов союза и согласования различных аспектов экономической интеграции.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *