Расходы будущих периодов в казенном учреждении в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расходы будущих периодов в казенном учреждении в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Признание расходов будущих периодов зависит от типа затрат. Если мы вернемся к рассматриваемому нами примеру, то это прочие расходы, связанные с производством и реализацией (п. 37 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Новые счета 401 41 и 401 49 в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

В План счетов (ЕПСБУ) редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учета 8» (БГУ 2) добавлены новые счета 401.41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году» и 401.49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года», относящиеся к группе счетов 401.00 «Финансовый результат экономического субъекта».

На новых счетах установлено ведение аналитического учета, как и по счету 401.40 «Доходы будущих периодов», по субконто Номенклатура и Договоры.

Для отражения операций по межбюджетным трансфертам, грантам и субсидиям на счетах 401.41 и 401.49 в БГУ 2 предусмотрено применение счетов 401.41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году» и 401.49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года» в документах раздела Услуги, работы, производство — Долгосрочные договоры, аренда:

  • Начисление доходов будущих периодов — применяется в том числе для начисления доходов будущих периодов по межбюджетным трансфертам, от предоставления субсидий, грантов;
  • Корректировка доходов будущих периодов;
  • Списание доходов будущих периодов.

Расходы будущих периодов в налоговом учете

На основании пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно. При использовании кассового метода указанные затраты признаются расходом в полной сумме сразу после их фактической уплаты страховщику (п. 3 ст. 273 Налогового кодекса РФ).

Дополнительно отметим, что при организации налогового учета расходов по договорам обязательного и добровольного имущественного страхования могут возникнуть сложности. Расходы учреждений на те виды добровольного имущественного страхования, которые перечислены в пункте 1 статьи 263 Налогового кодекса РФ, а также на те виды обязательного имущественного страхования, страховые тарифы по которым не утверждены, включаются в прочие расходы в размере фактических затрат (п. 2, 3 ст. 263 Налогового кодекса РФ). Причем расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование признаются в налоговом учете в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора страхования организация перечислила либо выдала из кассы денежные средства на уплату страховых взносов (п. 6 ст. 272 Налогового кодекса РФ). Иными словами, даже при использовании метода начисления страховые взносы можно включить в расходы только после их фактической уплаты.

Вместе с тем правила признания расходов на страхование различаются в зависимости от срока действия договора страхования и установленного в нем порядка уплаты страховых взносов. Так, если по условиям договора страхования страховой взнос уплачивается разовым платежом, а сам договор заключен на срок более одного отчетного периода, расходы на обязательное или добровольное страхование уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль равномерно в течение срока действия данного договора. Сумма расходов, которую учреждение может учесть в конкретном отчетном периоде (месяце, квартале), определяется пропорционально количеству календарных дней действия договора в этом периоде.

А как быть, если в договоре страхования, заключенном более чем на один отчетный период, предусмотрена уплата страховых взносов в рассрочку (несколькими платежами)? В этом случае расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение того периода, за который уплачиваются страховые взносы (например, года, полугодия, квартала или месяца). Сумму, включаемую в прочие расходы, организация-страхователь рассчитывает пропорционально количеству календарных дней действия договора страхования в данном отчетном периоде. Основание — пункт 6 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

Перенос остатков при первом применении счетов 401.41 и 401.49

При первом применении новых счетов бухгалтерского учета остатки со старых счетов на новые переносятся в межотчетный период по общим правилам.

Операции по переносу остатков со счета 401.40 на счета 401.41 и 401.49 при первом применении, а также перенос сумм доходов будущих периодов к признанию в текущем году со счета 401.49 на 401.41 по окончании очередного года, отражаются документами «Операция (бухгалтерская)» (раздел «Учет и отчетность»).

Для отражения документа «Операция (бухгалтерская)» в межотчетном периоде необходимо в поле «Дата» установить дату «31.12.2020» и время «23.59.59», флажок «Отразить в межотчетном периоде» и вид межотчетного периода «Изменение валюты баланса».

Учет нематериальных активов 2021: применяем новые правила

У учреждений есть возможность отражать часть затрат в составе расходов будущих периодов.

Однако бухгалтерский учет расходов будущих периодов ведется по особым правилам. Порядок учета расходов будущих периодов напоминают эксперты журнала «Учет в учреждениях». Часть затрат бюджетным учреждениям разрешается принимать к учету не единовременно, а в течение нескольких отчетных периодов с помощью счета 401 50 000 «Расходы будущих периодов».

В частности, в случае когда учреждение не создает соответствующий резерв предстоящих расходов, на этом счете учитываются затраты, связанные:

  1. с добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) работников учреждения;
  2. с иными аналогичными расходами.
  3. с освоением новых производств, установок и агрегатов;
  4. с неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств;
  5. с рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий;
  6. с подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером;
  7. с приобретением неисключительного права пользования в течение нескольких отчетных периодов нематериальными активами;

Расходы будущих периодов показывают в учете в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения, по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), соглашениям. Правила отражения подобных операции на счетах закреплены для бюджетных учреждений в пункте 160 , для казенных учреждений – в пункте 124 . Причем порядок учета таких расходов по кодам КОСГУ не прописан.

Поэтому во избежание нареканий со стороны проверяющих органов это следует учесть при составлении учетной политики. Методические рекомендации и программу-составитель учетной политики вы найдете в сервисе .

В рамках формирования учетной политики учреждение также вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету расходов будущих периодов, в том числе с учетом отраслевых особенностей деятельности

В соответствии с последними изменениями, внесенными Приказом Минфина от 28.10.2020 № 246н в пункт 2 приложения 2 инструкции 162н (План счетов и Инструкция по его применению КАЗЕННЫМИ учреждениями), касающиеся нумерации счетов бюджетного учета .

Об общем случае в разрядах 1 — 17 номера счета аналитического учета используется 4 — 20 разряды бюджетной классификации (т. е. КБК без кода главы) Некоторые исключения из вышеизложенного требования к составу КПС приведем в виде таблицы:

Счет учета Шаблон КПС
101, 102,103,104, 105, 108

Корреспондирующие с ними 040120240, 040120250, 040120270, 040120280, 030404000

ХХХХ 0000000000 000.

Такую классификацию можно применять для остатков и оборотов. КВР можно применять, если это установлено учетной политикой или целевым назначением имущества б

111.40, 111.60 ХХХХ 0000000000 000.
201.00 ХХХХ ХХХХХХХХХХ 000
201.35 ХХХХ 0000000000 000
204.00 и корреспондирующий 401.20.200 0000 0000000000 000
209.81 ХХХХ ХХХХХХХХХХ 000
304.01 0000 0000000000 000
401.30 0000 0000000000 000
401.60 и корреспондирующий 401.20 ХХХХ 0000000000 ХХХ

В шаблоны КПС в счетах учета бюджетных и автономных учреждений приказами Минфина России от 30.10.2020 N253н (для бюджетных) и N 256Н (для автономных) были внесены изменения, некоторые из них мы привели в нижеследующей таблице.

Как осуществляется учет программного обеспечения

  • должна иметься документация, свидетельствующая о наличии прав пользоваться программным продуктом;
  • актив отделим от других ценностей предприятия;
  • невозможно идентифицировать вещественную форму;
  • на ближайший год в планах учреждения нет намерения продать ПО;
  • от процесса использования программы может быть получена экономическая выгода;
  • срок, в течение которого можно эксплуатировать актив, превышает показатель 1 года;
  • имеется возможность объективно и без существенных погрешностей определить значение первоначальной стоимости.

Аргументация принадлежности затрат на покупку ПО к 226 коду приведена в тексте Письма Минфина от 18 марта 2023 г., зарегистрированного под № 02-07-10/15362. В разъяснениях уточнено, что при определении счетов учета необходимо руководствоваться Инструкцией № 157н. Она подразумевает отнесение нематериальных активов в виде программного обеспечения на забалансовый счет 01. Стоимость в учете отражается равной сумме вознаграждения, которое прописано в договоре. Правило касается и программ, полученных на праве неисключительного пользования.

Читайте также:  Как сожителю получить наследственное право

Программное обеспечение может быть приобретено организацией с исключительными или неисключительными правами на него. Для постановки на учет требуется наличие лицензионного соглашения или договора об отчуждении ПО покупателю, акта передачи прав. В некоторых случаях лицензионный договор может быть заменен сублицензионной договорной документацией.

При использовании метода начисления расходы, связанные с покупкой программных продуктов, рекомендуется списывать равными частями на протяжении всего периода эксплуатации. При кассовой методике в расходную часть заносятся суммы, которые были оплачены фактически. Для организаций, работающих на УСН, предусмотрено право уменьшения налогооблагаемой базы за счет средств, затраченных на покупку ПО.

  1. Код 242 применяется в ситуациях, когда ПО приобретается для удовлетворения запросов федеральных органов государственного подчинения и организаций, находящихся под их управлением.
  2. Код 244 используют при получении программного обеспечения субъектами РФ, для которых невозможно отнесение расходных операций на 242 код.
  3. Статья 226 необходима, если приобретаются неисключительные права на пользование программой, при обновлении систем справочно-информационного назначения.

ООО «Бригантина» в мае 2023 года приобрело годичный страховой полис на свое материальное имущество за 300 000 руб., уплаченных страховому агентству единовременно. Действие договора начинается 1 июня 2023 года и заканчивается 1 июня 2023 года. Бухгалтеру нужно будет сделать следующие отметки в отчетных документах:

Учитывая расходы, бухгалтер довольно часто сталкивается с ситуацией, когда затраты не могут быть признаны текущими, поскольку в настоящем периоде их нельзя включить в отчет. Между тем израсходованные средства должны в обязательном порядке быть учтены на балансе организации. Для этого и предназначен подход к ним как к расходам будущих периодов (РБП).

Раз в год бухгалтерия должна проводить сверку движения средств и остатков по счету 97 с первичной документацией, то есть выяснять, правильно ли отражается оборот счетов будущих периодов: сколько из них списано, а сколько еще осталось. Этот процесс называется инвентаризацией РБП. Ее проводят в рамках обычной ежегодной инвентаризации. Она оформляется специальным актом по форме № ИНВ-11, в котором должна быть отражена следующая информация:

  • дебет 97, кредит 51 «Расчетные счета» (или 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками») – средства учтены в качестве расходов будущих периодов;
  • дебет 20 (26, 44, 91), кредит 97 – списание части средств, относящихся к текущему периоду, в качестве доли расходов будущих периодов.
  • если их фактически оплатили до того момента, как режим изменился на УСН, они не уменьшат налоговую базу, потому что уже не войдут в отчетный период как вычитаемые затраты;
  • если данные расходы входят в ст. 346.16 НК РФ и понесены уже после перехода на УСН, они могут войти в налоговую базу в составе расходов, уменьшающих ее.

«Признание объектов бухгалтерского учета, ранее не признававшихся в составе нематериальных активов и (или) отраженных на забалансовом учете, в составе группы нефинансовых активов согласно СГС «Нематериальные активы» осуществляется операциями 2023 г. по результатам инвентаризации, которая проводится с целью выявления таких объектов бухгалтерского учета.

Сумма списания должна быть зафиксирована в решении комиссии по поступлению и выбытию. Комиссия должна получить документы о том, что право прекращено или заканчивается в срок, или будет продлено, и на этом основании списать остаток по счету 401.50 или принять объект к учету на счет 111.60 — если срок использования больше 12 месяцев. В Решении должно быть зафиксировано, какие права и на что, чтобы определить счет учета. Бухгалтер не является специалистом в области имущественных прав, соответственно должно быть Решение комиссии.

Как определить КОСГУ для покупки ЭЦП

  • 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» — если вы госорган или федеральное казенное учреждение и осуществляете расходы в рамках утвержденного плана информатизации в сфере ИКТ. На уровне субъекта РФ (муниципалитета) этот код применяйте, только если такое решение принял соответствующий финансовый орган;
  • 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» — во всех остальных случаях.

Оплата таких услуг, как правило, производится в виде фиксированного разового платежа и не предполагает поэтапную сдачу товаров (работ, услуг). Поэтому на дату заключения лицензионного договора отнесите их на расходы будущих периодов по дебету счета 0 401 50 000 с последующим отнесением на финансовый результат (затраты) текущего года (п. 302 Инструкции N 157н).

  • подстатью 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» КОСГУ;
  • подстатью 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» КОСГУ.

Расходы будущих периодов списывайте на финансовый результат (затраты) текущего года на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) в порядке и сроки, предусмотренные учетной политикой. Например, ежемесячно в течение срока действия договора (п. 302 Инструкции N 157н, разд. 2 Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухучета).

Кроме того, учреждению — подрядчику по долгосрочному договору строительного подряда в составе будущих расходов необходимо учитывать предусмотренные сводным сметным расчетом расходы, понесенные в отчетном периоде в связи с предстоящими работами (п. 7 Федерального стандарта N 145н, п. 2.3 Методических рекомендаций по его применению).

  • с подготовкой производства к работам сезонного характера;
  • освоением новых производств, установок и агрегатов;
  • рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий;
  • страхованием имущества, гражданской ответственности;
  • добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) работников учреждения;
  • приобретением неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов (Письмо Минфина России от 18.03.2023 N 02-07-10/15362);
  • неравномерно производимым ремонтом основных средств (Письма Минфина России от 25.01.2023 N 02-05-11/2678, от 10.08.2023 N 02-07-07/46003, от 22.10.2023 N 02-08-10/60706);
  • выплатой отпускных, а также оплатой отпускных, начисленных за период, не отработанный вашим сотрудником (Письма Минфина России от 16.08.2023 N 02-06-10/62943, от 07.03.2023 N 02-07-10/14688, от 05.06.2023 N 02-06-10/34914);
  • иными аналогичными расходами.

Расходы будущих периодов могут быть отнесены как на 401, так и на 109 счет, в зависимости от того формируют ли данные расходы себестоимость готовой продукции. Порядок формирования себестоимости необходимо закрепить в Учетной политике учреждения.

  • равномерно (ежемесячно, ежеквартально, с иной периодичностью) в течение периода, к которому относятся расходы;
  • пропорционально календарным дням действия договора в каждом месяце;
  • пропорционально объему услуг (работ, продукции) в отчетном периоде.

Операции с целевыми субсидиями: разъяснения Минфина

В статье рассмотрим особенности отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с поступлением и расходованием средств целевых субсидий, предоставленных автономным учреждениям из бюджета, с учетом разъяснений, приведенных в Письме Минфина РФ от 04.02.2023 № 02‑06‑07/6939.

  • на иные цели, в том числе гранты в форме субсидий (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
  • на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (п. 1 ст. 78.2 БК РФ).
  • поступлениями капитального характера признаются доходы, которые будут направлены на осуществление расходов капитального характера, формирующих (увеличивающих) основные фонды – недвижимое и (или) движимое имущество, признаваемых в целях бухгалтерского учета объектами основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, в том числе расходов на бюджетные инвестиции (на строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства);
  • поступлениями текущего характера являются поступления, не отнесенные к поступлениям капитального характера. При этом если условиями предоставления средств предусматривается осуществление получателем расходов как капитального характера, так и некапитального характера, то указанные поступления признаются поступлениями текущего характера. К таким поступлениям, перечислениям могут быть отнесены субсидии на иные цели, предусматривающие осуществление расходов как некапитального характера, так и на приобретение основных средств.

Остатки неиспользованных целевых субсидий подлежат возврату в бюджет. При этом остатки могут использоваться автономным учреждением в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением учредителя (п. 3.17, 3.18 Федерального закона № 174‑ФЗ [1] ).

Согласно п. 30, 31 СГС «Доходы» [2] целевые субсидии, предоставленные на условиях возврата части средств в связи с невыполнением условий соглашений (неиспользованных средств субсидий), признаются безвозмездными поступлениями, предоставляемыми с условиями их передачи (далее – субсидии с условиями).

Документом «Корректировка доходов будущих периодов» (раздел «Услуги, работы, производство» — «Долгосрочные договоры, аренда») предусмотрено отражение операций по корректировке доходов будущих периодов по счетам 401.41 и 401.49, в частности, при уменьшении объема предоставленных средств межбюджетных трансфертов, субсидий.

15.02.2017 16:54
🙁
Практически живу на работе, но зарплата все меньше … Видимо начали вычитать за проживание…
Подробнее…

15.02.2017 14:14
Пожар в налоговой
Звонок в пожарную часть:
— Мужики, вы сильно заняты?
— Да нет, сидим, в домино играем…
— Ну, доигрывайте, и собирайтесь потихоньку, тут налоговая горит…
Подробнее…

19.01.2012 15:24
Баллада о среднесписочной численности
Я отбросил легкомысленность,
Я сегодня рано встал –
Среднесписочную численность
Я в налоговой сдавал.

Почесав щетину жёсткую
На физическом лице
Открываю дверь неброскую,
Покуривши на кры…
Подробнее…

05.03.2011 12:01
«Почему с пустыми руками?»
Сейчас а главбух в маленьком бюджетном учреждении, а в 90-х работала в налоговой. Это случай из моей инспектоской жизни. На двери нашего кабинета висело объявление, что для постановки на учёт предп…
Подробнее…

Читайте также:  Соц выплаты малоимущим семьям в 2024 Москва

28.12.2010 16:09
Красное сторно
Заходит к главному бухгалтеру начальник и видит ,что у того на столе бутылка водки почти пустая.Он говорит:»Как вы можете?Пьяный на работе!Да еще и беленькое пьете!» На что главбух ,доста…
Подробнее…

Порядок санкционирования расходов бюджетного учреждения

  • накладная, акт приемки-передачи, счет-фактура – при поставке товаров;
  • акт выполненных работ (оказанных услуг), счет, счет-фактура – если выполнены работы или оказаны услуги;
  • исполнительный документ – исполнительный лист, судебный приказ. Важно: денежное обязательство возникает с момента вступления в силу решения суда (письмо Минфина от 27.03.2023 № 02-06-10/21066);
  • другие предусмотренные законодательством документы, которые подтверждают возникновение денежных обязательств. Например, универсальный передаточный акт.
  • при заключении договоров на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг — на дату подписания договора (контракта) в размере договорной стоимости;
  • при заключении договоров на поставку электроэнергии, коммунальные услуги — по факту выставленного счета в размере суммы по счету;
  • при расчетах с подотчетными лицами — на дату утверждения руководителем учреждения письменного заявления сотрудника о выдаче аванса в размере суммы, указанной в заявлении, с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету;
  • при направлении сотрудника в командировку — на дату подписания приказа о командировке в размере суммы по смете на командировку с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету;
  • при начислении оплаты труда, пособий, иных выплат сотрудникам — на дату утверждения документа о начислении (расчетные ведомости, расчетные листы, приказы и т.д.) в размере сумм, начисленных в пользу работников;
  • при начислении страховых взносов в государственные внебюджетные фонды — ежемесячно в последний день месяца на основании данных соответствующих расчетных ведомостей в сумме начисленных страховых взносов;
  • при начислении налогов (налог на имущество организаций, земельный налог) — по начислению в соответствии с регистром налогового учета;
  • при исполнении судебных актов — на основании постановлений судебных (следственных) органов и других документов, устанавливающих обязательства бюджетного учреждения.
  • 504.10 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения текущего финансового года»;
  • 504.20 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)»;
  • 504.30 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения на второй год, следующий за текущим (на первый, следующий за очередным)»;
  • 504.40 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения на второй год, следующий за очередным»;
  • 504.90 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения на иные отчетные годы (за пределами планового периода)».

Строго говоря, бюджетные обязательства по оплате труда возникают в начале года в соответствии со штатным расписанием по фактическим штатным единицам. Однако, поскольку последующая корректировка очень трудоемка, допускается для оптимизации работы отражать обязательства на дату утверждения документа о начислении.

Пунктом 3 ст. 219 БК РФ установлено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Новшества в учете коммунальных расходов

Согласно п. 6 Федерального стандарта «Нематериальные активы», п. 56 Инструкции № 157н к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, в отношении которых у организации бюджетной сферы возникли:

  • исключительные права;
  • права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.

Объекты могут быть как приобретены учреждением, так и созданы им или по его заказу.

Для того, чтобы объект мог учитываться в составе нематериальных активов, он должен удовлетворять следующим критериям:

  • предназначаться для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения;
  • срок его использования должен быть больше 12 месяцев;
  • не иметь материально-вещественной формы;
  • иметь возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
  • приносить учреждению экономические выгоды в будущем;
  • иметь полезный потенциал;
  • первоначальная стоимость объекта нефинансового актива поддается надежной оценке;
  • не предназначаться для последующей перепродажи;
  • иметь оформленные документы, подтверждающие существование актива;
  • иметь надлежаще оформленные документы, устанавливающие исключительное право на актив;
  • иметь в случаях, установленных законодательством РФ, надлежаще оформленные документы, подтверждающие исключительное право на актив *(2).

Согласно Методическим рекомендациям актив является идентифицируемым, если он соответствует одному из следующих требований:

  • является отделяемым, то есть может быть выделен или обособлен от организации и продан, передан (защищен лицензией), арендован или обменен отдельно или вместе с относящимся к нему договором, активом или обязательством, независимо от намерений организации;
  • возникает из условий договоров (соглашений), независимо от того, является ли он отделяемым или нет.

Счет учета объекта нематериальных активов зависит от права, на котором он получен.

Право Счет учета Пример
Исключительное право 0 102 ХN 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»

0 102 XR 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»

0 102 XI 000 «Программное обеспечение и базы данных»

0 102 XD 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности»

Исключительное право на ПО — счет 0 102 ХI 000;

Исключительное право на селекционное достижение — счет 0 102 ХN 000;

Исключительное право на товарный знак — счет 0 102 ХD 000;

Исключительное право на изобретение — счет 0 102 ХN 000

Неисключительное право 0 111 6N 000 «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»

0 111 6R 000 «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»

0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных»

0 111 6D 000 «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности»

Неисключительное право на антивирус — счет 0 111 6I 000;

Неисключительное право на полезную модель — счет 0 111 6N 000;

Неисключительное право на электронный архив — счет 0 111 6I 000;

Неисключительное право на литературное произведение — счет 0 111 6D 000.

Объекты нематериальных активов группируются согласно п. 37 Инструкции № 157н. То есть объекты, полученные на исключительном праве, учитываются на соответствующем счете 102 00, где Х может принимать значение 2 «Особо ценное движимое имущество учреждения», 3 «Иное движимое имущество учреждения» или 9 «Имущество в концессии».

Где в 1с казенного учреждения отразить расходы будущих периодов

Как и любое другое имущество, программное обеспечение (ключи защиты) подлежит учету с целью контроля над его сохранностью и движением. Порядок учета программного обеспечения (ключей защиты) и отражение расходов на их приобретение рассмотрим в данной статье.

  • Дебет 0.401.50.226 Кредит 0.302.26.730 – отнесены затраты на приобретение программного обеспечения (ключей защиты) на расходы будущих периодов;
  • Увеличение забалансового счета 01 – отражено поступление программного обеспечения (ключей защиты);
  • Дебет 0.302.26.830 Кредит 0.201.11.610 (1.304.05.226), одновременно увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 226) к счету 201.11 – оплачена кредиторская задолженность;
  • Дебет 0.109.00.226 (0.401.20.226) Кредит 0.401.50.226 – отнесены на финансовый результат текущего финансового года (формирование себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг) расходы будущих периодов.

Программное обеспечение может быть приобретено организацией с исключительными или неисключительными правами на него. Для постановки на учет требуется наличие лицензионного соглашения или договора об отчуждении ПО покупателю, акта передачи прав. В некоторых случаях лицензионный договор может быть заменен сублицензионной договорной документацией.

  • при понесении организацией расходов в текущем году, которые считаются затратами предстоящих лет, на финансовые результаты будущего периода они будут списываться при дебетовании 0 401 50 226 и кредитовании 0 302 00 000;
  • если расходы были осуществлены в одном из прошлых лет и были признаны организацией затратами будущих периодов, то в каждом новом отчетном году их отнесение на финансовый результат сопровождается дебетовыми оборотами по 0 401 20 226 и кредитовым значением суммы по 0 401 50 226.

– для нужд федеральных государственных органов и находящихся в их ведении федеральных государственных казенных учреждений – на код вида расходов 242«Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий».

Также по этому коду вида расходов отражаются расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры в случае принятия решения финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) о применении кода вида расходов 242;

Пункт 66 Инструкции № 157н предусматривает, что платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности, производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.

«При передаче в пользование части инвентарного объекта основного средства, в случае, когда субъектом учета не принято решение об обособлении передаваемой части имущества (например, отдельного элемента оборудования, автомобиля, части помещения) корреспонденции по внутреннему перемещению или обособлению передаваемой части инвентарного объекта в бухгалтерском учете не отражаются*. Вместе с тем, в Инвентарной карточке (ф. 0504031) у передающей стороны подлежит отражению информация о передаче части инвентарного объекта основного средства в пользование….»

«Объект непроизведенных активов подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе нефинансовых активов при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от его использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость такого объекта можно достоверно оценить.

Читайте также:  Льготы на электричку в ло в 2024 с какого пенсионерам

В то же время в соответствии с пунктом 302 Инструкции N 157н затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, в том числе расходы, связанные с приобретением неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов, отражаются как расходы будущих периодов по дебету счета 1 401 50 000 “Расходы будущих периодов”.

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее – Департамент) рассмотрел письмо по вопросу отражения в бюджетном учете программного продукта, полученного в пользование на условиях простой (неисключительной) лицензии, и сообщает.

В качестве вида экономической классификации чаще всего выбирается код по перечню КОСГУ (в случае с автономными учреждениями — внутренний код, сформированный в соответствии с локальными нормативами). Все соответствующие коды должны быть заложены в базах рассматриваемой бухгалтерской программы.

  • от 01.12.2010 № 157н (устанавливает общий для всех учреждений перечень счетов бухучета);

10 указанного Закона, государственная пошлина в законодательно установленных размерах и порядке уплачивается за предоставление лицензии, ее переоформление, выдачу дубликата лицензии. Из статьи 33316 Налогового кодекса РФ следует, что государственная пошлина — это сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст.

19 июля 2020 Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В случае, если казенным учреждением в рамках заключенного договора будет перечислен авансовый платеж за техническое обслуживание, информация о нем должна быть отражена в качестве дебиторской задолженности на счете 0 206 00.

Счет 97 «Расходы будущих периодов» предназначен для учета затрат текущего периода, списать которые нужно будет только в будущем. В настоящее время затраты необходимо квалифицировать на основании стандартов бухучета, то есть по определенным ПБУ. О расходах будущих периодов упоминается в ПБУ 14/2007, 2/2008 и Методуказаниях по бухучету МПЗ. В соответствии с этим, под расходами будущих периодов понимают затраты прошедшего и отчетного периода, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) уже в последующих периодах. Однако, речь идет не обо всех расходах, а только тех, которые указаны в нормативной документации. Таким образом, к расходам будущих периодов относят:

  • затраты, которые связаны с будущими строительными работами;
  • стоимость материалов, которые были отпущены на производство и относящихся к будущим периодам (при подготовительных работах в сезонных производствах);
  • разовые платежи в фиксированной сумме, уплаченные за право пользования результатами интеллектуальной деятельности (например, лицензионное программное обеспечение).

Важно! Если расходы связаны с получением компанией доходов на протяжении нескольких отчетных периодов, то их распределяют между этими периодами. Также поступают и в том случае, если невозможно определить четкую связь между доходами и расходами.

Существует несколько категорий затрат, которые прежде учитывались в качестве расходов будущих периодов, однако на самом деле это были выданные авансы.Предположим, что компания оплатила годовую подписку за журнал. В тот момент, когда была произведена оплата, компании услуга еще не оказана. А значит и расхода пока нет. Это аванс, который списывается по мере поступления журналов. Также можно привести иной пример. Арендодатель при заключении аренды ставит условие об оплате сразу за полгода вперед. В этом случае арендатор несет не расход, а аванс, так как услуга еще не была оказана.

ООО «ВЕГА» 1 сентября заключила соглашение на доступ к электронному сервису. Компании был выдан акт от 1 сентября об открытии прав на использование данного ресурса на протяжении 12 месяцев в размере 24 000 рублей (без НДС). На ту дату, которой выдан акт компания должна учесть перечисленную сумму на 97 счет, после чего будут ежемесячно списывать в расходы. Проводки в данном случае будут следующими:

Хозяйственная операция Дата Проводка Сумма, рублей
Стоимость использования электронного сервиса отражена в расходах будущих периодов 1 сентября Д97 К60(76) 24 000,00
Списаны расходы на использование сервиса в сентябре 30 сентября Д26(44) К97 2 000,00 (24 000,00 / 12 месяцев)

По окончании календарного года необходимо проводить инвентаризацию 97 счета. Актом в этом случае может быть типовая форма (ИНВ-11), но компания может разработать форму акта самостоятельно. Инвентаризация необходима для того, чтобы определить, правильно ли отражаются затраты на 97 счете.Если расходы списываются по результатам инвентаризации, то составляется бухсправка. Необходимость инвентаризации 97 счета к концу года также обусловлена тем, что к годовой отчетности необходимо будет составить пояснительную записку. А если расходы будут существенными, то отметить их следует отдельно. Пренебречь этим можно только в том случае, если 97 счет имеет небольшое сальдо.

Бюджетная классификация

Обратимся к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н. При выборе кода видов расходов необходимо учитывать, что расходы на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий относятся:

– для нужд федеральных государственных органов и находящихся в их ведении федеральных государственных казенных учреждений – на код вида расходов 242«Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». Также по этому коду вида расходов отражаются расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры в случае принятия решения финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) о применении кода вида расходов 242;

– для нужд субъектов РФ (муниципальных образований), в отношении которых не принято решение о применении кода вида расходов 242, государственных (муниципальных) учреждений – на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

На подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отраженные по подстатьям 221 – 225 КОСГУ, в том числе:

– на приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение;

– на приобретение и обновление справочно-информационных баз данных.

О применении этой подстатьи при получении учреждением в пользование программного продукта на условиях простой (неисключительной) лицензии сказано в письмах Минфина РФ от 18.03.2016 № 02-07-10/15362, от 02.10.2013 № 02-06-10/40915.

Таким образом, расходы учреждения на приобретение неисключительных прав на использование программ и справочно-информационных баз данных отражаются по коду вида расходов 242 или 244 и относятся на подстатью 226 КОСГУ.

В бухгалтерском учете расходы бюджетного учреждения по предоставлению доступа к программному обеспечению относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ до 01.01.2021 (Порядок N 209н, Приказ Минфина от 30.11.2018 N 246н).

Если учреждение получило компьютерную программу в пользование, отразите ее на забалансовом счете 01.

Расходы будущих периодов в учете автономных учреждений

Для целей налогообложения прибыли согласно разъяснениям Минфина при наличии в договоре о приобретении неисключительной лицензии на использование программного обеспечения указания на срок, в течение которого могут быть использованы полученные по ней неисключительные права, налогоплательщик распределяет расходы, осуществленные по такому договору, в течение срока действия лицензии (Письма Минфина России от 07.06.2022 N N 03-03-06/1/330, 03-03-06/1/331).

Таким образом, для целей налогообложения прибыли затраты на приобретение неисключительных прав на программное обеспечение списываются и признаются в расходах в порядке их списания в бухгалтерском учете, то есть в разрезе каждого используемого в производстве или управлении программного продукта ежемесячно равными долями в течение срока его использования.

Учет расходов будущих периодов в казенном учреждении

Поскольку финансирование казенных учреждений осуществляется за счет средств бюджета, при расчете налога на прибыль никакие их расходы налоговую базу не уменьшают (пункты 17, 48.11 статьи 270 НК РФ, письмо Минфина России от 12.08.2022 № 03-03-06/4/32634). Следовательно, у учреждения отсутствует необходимость подстраивать свои расходы будущих периодов под налоговое законодательство в части налога на прибыль. Но если такие расходы как-то связаны с иными налогами (НДС, налог на имущество, земельный налог), то целесообразно зафиксировать соответствующий порядок в учетной политике.

Пункт 302 Инструкции № 157н содержит открытый перечень расходов, которые могут быть отнесены к будущим периодам. Поэтому учреждение вправе дополнить его, установив в учетной политике иные аналогичные расходы. Например, затраты не только по добровольному страхованию сотрудников, но и по страхованию имущества, по обязательному страхованию, в т. ч. ОСАГО.

Бюджетный учет: доходы и расходы будущих периодов

На товары/работы/услуги, облагаемые НДС, учреждение обязано начислить сумму налога в момент зачисления средств от их реализации. В расчете следует использовать алгоритм расчета авансов (ставки 10/110 или 18/118). В дальнейшем начисленные суммы НДС можно принять к вычету.

  • арендная плата, перечисленная за какой-то длительный период единым платежом;
  • доходы по соглашениям о субсидиях, в том числе целевых, которые будут предоставлены в следующем отчетном году;
  • средства, полученные из бюджета на определенные цели, но не истраченные в отчетный период;
  • предстоящие поступления по недостачам за прошлые периоды;
  • доходы от подписки на газеты / журналы / электронные СМИ;
  • доходы от абонентской платы, продажи годовых/квартальных/месячных абонементов;
  • предстоящий возврат обнаруженных недостач и пр.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *