План счетов в бюджетном учете в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «План счетов в бюджетном учете в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Вступает в силу Приказ Минфина России от 17.05.2022 № 75н, которым установлены перечни КБК на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. Приказ содержит 95 перечней КБК. При этом отличия от перечней на 2022 год незначительные.

Аналитический учет расчетов

Абзац 9 п. 3 Инструкции № 157н дополнен такой нормой. Аналитический учет расчетов по доходам (расходам) осуществляется в разрезе контрагентов (идентификаторов контрагентов) и (или) групп контрагентов в случаях, закрепленных в данной инструкции, правовых оснований, включая даты исполнения, а также иных показателей, предусмотренных Инструкцией № 157н и учетной политикой. В случае невозможности установления конкретной даты исполнения задолженности или обязательства, в аналитическом показателе «дата исполнения» отражается значение «31.12.2999». Аналитический учет расчетов по межбюджетным трансфертам, субсидиям, субсидиям юридическим лицам, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, иным физическим лицам, предоставляемым с условиями при передаче активов, осуществляется с дополнительным аналитическим признаком, идентифицирующим целевое назначение средств, предоставляемых с условиями при передаче активов (коды целей) (при наличии).

Новации в части формирования бухгалтерской и бюджетной отчетности

Минфин России разработал приказы, которыми вносятся поправки в положения инструкций № 33н и № 191н. Эти изменения следует учитывать при составлении отчетности уже за 2022 год, а часть нововведений касается квартальной и годовой отчетности 2023 года.

Внимание

Казенные учреждения и госорганы в составе годовой отчетности должны представить 26 форм, а бюджетные и автономные – 22 формы.

Переход на ЭДО в бухгалтерском учете

С 1 января 2023 г. все без исключения учреждения бюджетной сферы должны перейти на применение электронных первичных учетных документов и электронных регистров бухгалтерского учета. Порядок применения унифицированных форм электронных первичных учетных документов, электронных регистров бухгалтерского учета утвержден Приказом Минфина России от 15.04.2021 № 61н (далее ‒ Приказ № 61н).

Методические рекомендации по переходу на применение в 2022 году унифицированных форм электронных документов Минфин России довел в Письме от 01.12.2021 № 02-07-07/98091.

В течение 2022 года в два этапа к Приказу № 61н были добавлены новые унифицированные формы электронных первичных документов и регистры бухгалтерского учета.

С 16.08.2022 введено восемь форм электронных документов Приказом Минфина России от 28.06.2022 № 100н. С 2023 года в обязательном порядке новые документы применяют федеральные учреждения и госорганы, которые передали учет Федеральному казначейству. Для остальных учреждений обязанность использовать наступает с 2024 года. На бумажном носителе сейчас можно применять всем учреждениям.

Как быть, если у учреждения нет технической возможности формировать и хранить первичные документы и регистры в электронном виде? Учреждения, не перешедшие на применение Приказа № 61н, вправе формировать электронные документы на бумажном носителе и подписывать собственноручно. Однако отсутствие организационно-технической возможности необходимо подтвердить. Об этом сказано в п. 6 Методических указаний, п. 2.3 разд. 2 Методических рекомендаций, Письме Казначейства России от 15.02.2022 № 07-04-05/08-3153.

Внимание

Если учреждение не перейдет на электронный документооборот с 1 января 2023 г., административная ответственность не установлена. Условие: применяете формы первичных учетных документов из Приказа № 61н на бумаге.

Новые требования к плану счетов

В бюджетных учреждениях с 2024 года вводятся новые требования к плану счетов. Эти изменения несут важное значение, поскольку позволяют улучшить финансовый контроль и прозрачность бюджетного процесса. Они помогут обеспечить более эффективное использование бюджетных средств и предотвратить коррупционные схемы.

Читайте также:  Что такое иммиграционная виза в США, и как ее самостоятельно получить

Одно из главных изменений – расширение перечня счетов для отражения всех финансовых операций бюджетных учреждений. Теперь в плане счетов будет предусмотрено более детальное разделение счетов по видам операций, что позволит более точно учитывать и анализировать расходы и доходы. Также будет введено несколько новых счетов, связанных с отдельными видами деятельности учреждений.

Второе важное изменение – введение обязательного использования электронных систем учета и отчетности. Теперь все бюджетные учреждения должны вести учет и составлять отчетность электронным способом. Это позволит автоматизировать процесс составления и анализа финансовых показателей, устранить возможные ошибки и повысить надежность информации. Кроме того, электронные системы позволят более быстро и удобно предоставлять отчетность, что упростит взаимодействие с контролирующими органами и снизит риск нарушений при составлении финансовой отчетности.

В целом, новые требования к плану счетов и использованию электронных систем учета и отчетности позволят повысить эффективность финансового управления в бюджетных учреждениях. Они содействуют более точному и своевременному учету операций и финансового состояния учреждений, а также повышают прозрачность и ответственность перед обществом.

Структура и назначение счетов

План счетов бюджетного учета на 2024 год содержит иерархическую структуру счетов, предназначенных для разделения и систематизации бюджетных операций. Каждому счету присваивается уникальный номер и название, которые отражают его функцию и назначение.

Структура счетов состоит из нескольких уровней. На первом уровне находятся основные разделы счетов, которые делятся на подразделы на втором уровне и далее. Эта иерархическая структура позволяет более точно классифицировать бюджетные операции и обеспечивает удобство их отражения в учете.

Назначение каждого счета определяется по его номеру и названию. Например, счет 60 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» используется для учета всех операций по налогам и сборам, выплачиваемым бюджету. Счет 70 «Доходы, полученные от реализации имущества» служит для отражения доходов, полученных от продажи государственного имущества или других активов.

Электронный документооборот с СФР

Электронный документооборот с Системой Формирования Работы (СФР) представляет собой эффективный инструмент для автоматизации работы с документами в муниципальном образовании. С использованием данной системы, организации могут оптимизировать процессы обмена информацией, повысить прозрачность и оперативность работы, а также сэкономить ресурсы, связанные с печатью и хранением бумажных документов.

СФР предоставляет возможность создания и обработки электронных документов, а также осуществления электронной подписи и передачи документов в электронном формате. Подобная система обладает рядом преимуществ:

  • Ускорение процесса обмена информацией: электронные документы могут быть отправлены и получены в режиме реального времени, что позволяет сократить время на передачу и обработку информации.
  • Оптимизация рабочего процесса: автоматизация создания и отправки документов позволяет снизить рутинные задачи и сосредоточиться на важных деловых вопросах.
  • Экономия ресурсов: отказ от печати бумажных документов и использование электронного формата позволяет сократить расходы на бумагу, принтеры и хранение бумажных архивов.
  • Безопасность: возможность электронной подписи и передача документов в зашифрованном виде обеспечивает защиту информации от несанкционированного доступа.

Счета — это группировка сведений об определенных объектах бухучета, которая происходит на основании использования принципа двойной записи (то есть данные одновременно фиксируются по дебету первого счета и кредиту другого).

Если на счете показывается имущество предприятия, то он называется активным. Это счета для отражения основных средств, материалов, денежных средств, товаров, готовой продукции, расходов и т. д.

Для такого типа счетов характерно следующее: остаток средств показывается по дебету (актив), прирост происходит по дебету, снижение по кредиту счета, итоговый остаток считается путем сложения остатка на начало и оборота по дебету счета и вычитанием из их суммы кредитового оборота.

Пассивные счета необходимы для фиксирования сведений по источникам создания средств предприятия. Это счета учета уставного, резервного и добавочного капитала и т. д. а также займов.

Для этих счетов характерно следующее: остаток показывается по кредиту, прирост происходит по кредиту, а снижение по дебету счета, итоговый остаток рассчитывается путем вычитания из суммы начального остатка и кредитового оборота движения по дебету счета.

Кроме этого также используются активно-пассивные счета, они дополнительно могут делиться на:

  • Счета, где остаток может находиться как по кредиту, так и по дебету счета сразу. Это в обычно счета отражения расчетов с поставщиками, покупателями, персоналом, бюджетом и т. д.
  • Счета, где остаток может только активным или только пассивным. В первую очередь к ним относятся счета учета финансовых результатов.

ФОРМИРУЕМ РАБОЧИЙ ПЛАН СЧЕТОВ УЧРЕЖДЕНИЯ

По счетам учета расчетов по доходам по приносящей доход деятельности – исходя из выполняемых работ или оказываемых услуг, указанных в базовых (отраслевых) перечнях, а по учету расчетов по расходам – раздел, подраздел, по которому отражены доходы от услуг, работ.

Согласно пункту 19 приказа Минфина России от 31.12.2016 № 256н СГС «Концептуальные основы» бухгалтерского учета и отчетности», пунктов 6, 21 Инструкции № 157н приказом (распоряжением) руководителя государственного учреждения в рамках формирования учетной политики должен быть утвержден Рабочий план счетов, содержащий счета бухгалтерского учета, применяемые для ведения синтетического и аналитического учета. Утвержденный в установленном порядке Рабочий план счетов служит основанием для проведения соответствующих мероприятий по автоматизации бухгалтерского учета (п. 19 Инструкции № 157н).

С 2024 года применяется обновленный План счетов бюджетного учета

Одним из условий отнесения ООО к субъектам малого и среднего предпринимательства (СМП) является наличие среди участников иностранных юридических лиц, соответствующих по состоянию на 1 января текущего календарного года следующему критерию: доход, полученный этими лицами за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей и среднесписочная численность работников за указанный период не превышает 250 человек.

На основании статьи 172.1 УК РФ лицо, виновное в подтверждении достоверности фальсифицированных финансовых документов учета и отчетности организации, осуществленном в целях сокрытия признаков банкротства либо оснований для отзыва (аннулирования) лицензии и (или) назначения в ней временной администрации, несет уголовную ответственность.

Читайте также:  Как заполнить анкету на ВНЖ 2024 года

Счета для учета материальных ценностей

В учетной политике казенного учреждения на 2024 год предусмотрены специальные счета для учета материальных ценностей. Эти счета позволяют отслеживать движение и остатки материальных ценностей на протяжении всего учетного периода.

Одним из главных счетов для учета материальных ценностей является счет 01 «Основные средства и нематериальные активы». На этом счете фиксируются все приобретенные учреждением основные средства, такие как здания, транспортные средства, оборудование и другие нематериальные активы, включая права использования недвижимости и интеллектуальную собственность.

Кроме того, существуют такие счета для учета материальных ценностей, как 10 «Материалы», 23 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности», 29 «Незавершенное производство». На счете 10 отражаются материалы, приобретенные для использования в процессе работы учреждения, например, расходные материалы, запасы для ремонта и обслуживания оборудования и т.д. Счет 23 позволяет учитывать небольшие стоимостные предметы, такие как посуда, мебель, предметы быта и другие принадлежности. На счете 29 отображается стоимость незаконченных работ или производства, которые еще находятся в процессе выполнения.

Счета для учета затрат

Для организации эффективного учета затрат необходимо иметь систему счетов, которая позволяет классифицировать и контролировать расходы на различные направления деятельности казенного учреждения. Целесообразно использовать счета в соответствии с положением о плане счетов бюджетного учета.

Счета для учета затрат представляют собой специально определенные коды, которые отражают различные статьи расходов, включая наличные и безналичные расходы. Правильное использование счетов позволяет оптимизировать учет расходов и повысить контроль за затратами.

Счета для учета затрат могут включать следующие группы:

  • Затраты на оплату труда. В данной группе отражаются все расходы, связанные с оплатой труда сотрудников казенного учреждения: заработная плата, дополнительные выплаты, социальные отчисления и т.д.
  • Затраты на материалы и товары. В эту группу включаются затраты на приобретение и использование материалов, инвентаря, оборудования и других товаров, необходимых для осуществления деятельности учреждения.
  • Затраты на аренду и коммунальные услуги. В данную группу входят все расходы, связанные с арендой помещений, арендой оборудования, оплатой коммунальных услуг, включая электричество, отопление, воду и т.д.
  • Затраты на услуги. В эту группу включаются расходы на услуги, оказываемые третьими лицами: юридические услуги, бухгалтерские услуги, рекламные услуги и т.д.

Каждая группа затрат может быть дополнительно разделена на более детальные подгруппы, счета которых позволяют более точно отслеживать расходы и контролировать их исполнение. В зависимости от специфики деятельности учреждения и особенностей бюджетного процесса, план счетов казенного учреждения может включать дополнительные группы и счета для учета затрат.

Инструкция 174н с изменениями на 2024 год — изменения в плане счетов (счет 101)

Рассмотрим основные изменения в счете 101 00 000 «Основные средства»:

1. Появилась новая проводка. Когда основные средства передаются в финансовую аренду (безвозмездное бессрочное пользование) арендодателем (ссудодателем), выбытие объектов ОС, классифицируемых как объекты неоперационной (финансовой) среды, отражается следующими проводками:

ДЕБЕТ счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» соответствующих счетов аналитического учета:
0 104 00 000 «Амортизация»
0 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов»
КРЕДИТ соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства»


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *