Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как страховая определяет сумму годных остатков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Решили обсудить достаточно важную тему для автомобилистов, когда по вашему авто по КАСКО страховщик признает Total (тоталь или тотал). Как человек с опытом в страховании, я конечно, это знаю, но когда дело доходит до твоих личных проблем (ДТП с любимым автомобилем), происходит осознание, “что это?”, “зачем это страховщикам” и “выгодно или нет для клиента”.
Как же вас будет пытаться обмануть страховая компания?
Все знают, что при стандартной ситуации (когда ТС просто получило повреждения, которые можно исправить) страховая компания будет занижать стоимость ремонта, чтобы заплатить вам меньше.
При гибели ТС ситуация будет совершенно обратной. Ведь выплачивать вам страховая будет, рыночную стоимость вашего авто, на день наступления страхового случая, за вычетом годных остатков, годные остатки это те узлы и элементы автомобиля, которые не пострадали после ДТП и могут быть реализованы, то есть проданы вами. Это запчасти которые подойдут на такие же автомобиля как и ваш, годные остатки остаются у вас и вы их можете продать, битые автомобили покупают авто разборы и разные дельцы, которые знают, что с ними делать.
Но страховая чтобы выплатить вам меньше ,будет всеми возможными способами завышать стоимость годных остатков и будет считать даже поврежденные и непригодные к продаже узлы и детали как полностью годные и готовые к реализации, но вы то не сможете их продать, а также не сможете реализовать детали и узлы по тем ценам, которые вам посчитала СК, а это уже ваши потери и убытки, вам это совершенно не нужно.
Тоталь по КАСКО, что это?
Обратимся к Google и найдем определение. Тоталь по КАСКО – это полная гибель автомобиля, однако, данное определение используется для обозначения события, в результате которого стоимость восстановительного ремонта поврежденного автомобиля превышает 65-70-75% от его страховой суммы, в том числе когда автомобиль в принципе не подлежит восстановлению.
То есть, первый вывод: не обязательно должна произойти полная конструктивная гибель автомобиля, достаточно того, чтобы калькуляция восстановительного ремонта составила выше 65-75% от страховой суммы (в зависимости от условий вашего страховщика).
Важно, что в первую очередь, решение признании “тоталя” автомобиля принимает страховая компания на основании осмотра и выводов специалистов станции технического обслуживания, на которую направлено на ремонт ТС.
В апреле 2020 года произошло ДТП, в результате которого пострадало авто Renault Captur. Виновником аварии был водитель Subaru Forester, у которого был оформлен полис ОСАГО в Ингосстрахе. В этой же компании было оформлено КАСКО у водителя поврежденной машины Renault Captur.
«Ингосстрах» выплатил компенсацию на проведение ремонта пострадавшего автомобиля по условиям договора КАСКО в размере 561,3 тысячи рублей. В страховой компании рассказали, что если виновник аварии имеет полис ОСАГО, а у пострадавшего оформлено КАСКО, то в данном случае страхователь самостоятельно может решить, по какому договору подавать претензию в страховую компанию.
В рассматриваемом примере нанесенный ущерб превысил лимит по ОСАГО, поэтому выбор был сделан в пользу КАСКО, отметили в Ингосстрахе. По мнению экспертов, пострадавшая в ДТП сторона не может одновременно получить страховые выплаты по договору ОСАГО и КАСКО. Это считается мошенничеством.
Агентству страховых новостей в РСА пояснили, что если у пострадавшего имеется КАСКО, а у виновника — полис ОСАГО, то пострадавший зачастую обращается за возмещением ущерба по КАСКО.
Если оба участника ДТП являются клиентами одной страховой компании, то после получения страховых выплат по договору КАСКО, страховая компания в рамках установленных лимитов учитывает по полису ОСАГО виновного лица, что выплаты по КАСКО произведены за счет этого полиса.
В случае, если страховки оформлены в разных страховых компаниях, то между страховщиками предусмотрено соглашение, называемое «КАСКО-ОСАГО», в котором участвует также РСА.
По условиям соглашения, страховые компании в автоматизированном режиме предъявляют друг к другу взаимные требования. Например, возместили ущерб своему страхователю по договору КАСКО и взимают часть у страховой компании виновника по ОСАГО.
РАЗМЕР, СРОКИ И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
- Стоимость услуг Исполнителя определяется Онлайн-заказе юридических услуг в соответствии с Прайс-листом. Исполнитель вправе самостоятельно вносить изменения в Прайс-лист. Стоимость оплаченных Заказчиком услуг на основании созданного Онлайн-заказа юридических услуг изменению не подлежит. Стоимость услуг Исполнителя не включает НДС в связи с применением Исполнителем упрощенной системы налогообложения.
- Юридическая услуга предоставляется в полном объеме при условии 100% (стопроцентной) предоплаты Заказчиком.
- Оплата юридических услуг производится Заказчиком в российских рублях с использованием банковской карты на веб-сайте Исполнителя после заполнения Онлайн-заказа юридических услуг. Также Заказчик может оплатить услуги Исполнителя с помощью банковской карты в Личном кабинете клиента или иным способом на основании Счета на оплату, размещенного Исполнителем в Личном кабинете клиента.
- Оплата стоимости услуг производится Заказчиком в срок не позднее 3 (трёх) дней с момента создания Заказчиком Онлайн-заказа юридических услуг. По истечении указанного срока Исполнитель вправе внести изменения в стоимость, состав и сроки оказания услуг.
- Услуги считаются оплаченными Заказчиком с момента поступлении всей суммы оплаты на расчетный счет Исполнителя.
- После проведения Заказчиком предоплаты и зачисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя настоящий Договор вступает в силу.
- Настоящим Исполнитель и Заказчик (в дальнейшем – Стороны) договорились, что в случае, если на момент прекращения или расторжения Договора стоимость оплаченных услуг превышает стоимость фактически оказанных Исполнителем услуг, то разница между указанными суммами не возвращается, а признается внесенной Заказчиком в счет оплаты (предоплаты) услуг Исполнителя в рамках других (в том числе будущих) договоров. Для возврата указанных денежных средств Заказчик должен направить Исполнителю письменное заявление с указание полных банковских реквизитов расчетного счета.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
- Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
- Исполнитель ни при каких обстоятельствах не несет никакой ответственности по настоящему Договору за:
- какие-либо действия/бездействие, являющиеся прямым или косвенным результатом действий/бездействия каких-либо третьих сторон;
- какие-либо косвенные убытки и/или упущенную выгоду Заказчика и/или третьих сторон вне зависимости от того, мог Исполнитель предвидеть возможность таких убытков или нет;
- использование (невозможность использования) и какие бы то ни было последствия использования (невозможности использования) Заказчиком заказанных документов или шаблонов документов.
- Совокупная ответственность Исполнителя по настоящему Договору, по любому иску или претензии в отношении настоящего Договора или его исполнения, ограничивается суммой платежа, уплаченного Исполнителю Заказчиком по настоящему Договору.
- Исполнитель, надлежащим образом исполнивший свои обязательства, не несет ответственность за решения, принимаемые судом, иными государственными органами и должностными лицами, и не может нести ответственности за результат.
Расчет стоимости годных остатков
Стоимость годных остатков транспортного средства (стоимость, по которой они могут быть реализованы, учитывая затраты на их демонтаж, дефектовку, ремонт, хранение и продажу) определяется по данным специализированных торгов, осуществляющих открытую публичную реализацию поврежденных транспортных средств (определяется стоимость годных остатков в сборе). В отсутствие специализированных торгов допускается использование и обработка данных универсальных площадок (сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») по продаже подержанных транспортных средств либо определение стоимости годных остатков проводится расчетным методом в соответствии с требованиями настоящей Методики.
На сегодняшний день отсутствуют специализированные торги, осуществляющие открытую публичную реализацию поврежденных транспортных средств, отвечающие требованиям законодательства по организации и проведению торгов.
Постановление Правительства РФ от 8 июня 2018 г. N 656 “О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки”
«Размер уставного капитала оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки должен составлять не менее 20 млн. рублей. При этом в уставном капитале оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам может принадлежать не более 25 процентов долей (акций) такого общества.»
Более того эксперт не может размещать на торги транспортное средство в виду отсутствия на него имущественного права. Обработка данных универсальных площадок (сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») по продаже подержанных транспортных средств не может быть применена, так как невозможно подобрать аналог, соответствующею объекту проведения исследования, в том числе по степени повреждения.
В связи с тем, что транспортное средство не может быть оценено на специализированных торгах (аукционах) либо оценено путем обработки данных универсальных площадок продажи поддержанных транспортных средств в срок, не превышающий 15 дней (в заданный временной период (15дней) отсутствуют объекты аналоги, соответствующие по техническому состоянию, комплектации и степени повреждения), стоимость годных остаток определяется расчетным методом.
Когда считается стоимость годных остатков
Расчет стоимости годных остатков транспортного средства проводится в случае его конструктивной (тотальной) гибели для определения размера ущерба, подлежащего возмещению по договору ОСАГО или КАСКО. К тотальной гибели относятся случаи таких повреждений автомобиля, при которых его восстановление невозможно или нецелесообразно.
Критерии определения конструктивной гибели транспортного средства зависят от вида страхования. В случае с ОСАГО критерии устанавливаются централизованно на основании Единой методике Центробанка РФ. Этот документ устанавливает, что конструктивная гибель – это состояние, при котором стоимость необходимого восстановительного ремонта автомобиля без износа оказывается не ниже стоимости машины до аварии (равна или превышает ее). Также к технологической гибели транспортного средства по закону об ОСАГО приравниваются случаи, когда существует возможность восстановления, и его стоимость ниже стоимости авто, однако проведение ремонта невозможно по объективным причинам. Примером такой ситуации может служить повреждение ретро автомобиля, для которого уже не выпускаются нужные запчасти.
КАСКО – это добровольное страхование. Поэтому жестких требований по определению тотальной гибели здесь нет. Критерии ее определения устанавливаются регламентом и условиями договора конкретной страховой компании. Обычно тотальный ущерб устанавливают в случае, если стоимость восстановительного ремонта равна не менее 70-85 % от рыночной стоимости аналогичного автомобиля в исправном состоянии.
Годные остатки – это исправные детали, узлы и агрегаты транспортного средства, которые могут быть демонтированы после его конструктивной гибели для последующей продажи. Соответственно, стоимость годных остатков – это сумма, которую можно получить от их реализации по текущим рыночным ценам. Этот показатель рассчитывается для определения страхового возмещения владельцу уничтоженного автомобиля.
При расчете сумму возмещения из действительной стоимости транспортного средства вычитается стоимость годных остатков. С определением действительной стоимости долгое время не было полной ясности, что вызывало расхождения в оценках и приводило к сложным судебным разбирательствам. Страховые компании настаивали на том, что это значение не может быть выше стоимости покупки ТС. Однако в 2015 году Верховным судом РФ было вынесено решение по делу о конструктивной гибели мотоцикла, который был куплен владельцем ниже рыночной цены. Страховая компания отказывалась выплачивать возмещение, превышающее сумму в договоре купли-продажи. По результатам рассмотрения дела ВС определил, что действительная стоимость транспортного средства равняется его рыночной стоимости в исправном состоянии и не зависит от цены покупки.
Таким образом, сегодня для расчета выплаты стоимость годных остатков должна вычитаться из рыночной цены авто до аварии. Решение Верховного суда по этому делу логично и соответствует интересам автовладельцев. Ведь если человек купил машину дешевле рыночной цены, например, с большой скидкой или при необходимости срочной продажи, возникшей у предыдущего владельца, это не значит, что он приобрел дешевое авто. Размер компенсации ущерба при конструктивной гибели транспортного средства должен быть достаточным для того, чтобы владелец мог купить аналогичный автомобиль вместо уничтоженного.
Сколько денег можно вернуть при прекращении действия страхового полиса?
Какая сумма будет выплачена после прекращения полиса, будет зависеть от того, сколько времени осталось до окончания срока действия страховки. Существует формула, по которой рассчитывается размер возмещения:
А = (С-23%)*(Д/12),
где
А – сумма, что подлежит возврату;
С – стоимость годовой страховки согласно полису;
Д – оставшийся неиспользованный срок в днях;
23% – это удержанная сумма, большая часть из которой отходит страховой компании (20%), а меньшая – РСА (3%).
Судебная практика знает немало случаев, когда владельцы ОСАГО удачно оспаривали удержание этих 23% в суде. Это вполне понятно, так как вычет этого процента считается незаконным побором.
Что такое годные остатки по ОСАГО
Годные остатки – это пригодные автомобильные детали, которые уцелели после ДТП и были демонтированы в сервисе во время ремонта ТС или в связи с его гибелью. Эти запчасти могут быть реализованы и использованы вторично.
Смоделируем ситуацию, что после автомобильной аварии машина не подлежит ремонту и считается конструктивно погибшей, однако её бампер остался неповреждённым. Эта деталь снимается и считается годным остатком для реализации её на рынке б/у запчастей для автомобилей.
Стоимость годных остатков по ОСАГО включает остаточную себестоимость уцелевших после ДТП деталей с учётом средств, затраченных на их разборку, хранение и ремонт. Компания учитывает стоимость годных остатков при расчёте суммы возмещения и вычитает эту цифру при выплате по риску «ущерб чужому имуществу». И на это есть законные основания.
Итак, пострадавшая в ДТП сторона получает компенсацию по страховому случаю от страховой фирмы виновника за вычетом годных остатков, если автомобиль не подлежит ремонту. Кроме того, владелец погибшего ТС может вернуть стоимость неиспользованной обязательной страховки, обратившись к своему страховщику.
Ждем ваши вопросы в комментариях.
Если у вас возникли споры со страховой, то вам может оказать помощь наш юрист. Консультация бесплатная.
Просьба оценить пост и поставить лайк.
Политика конфиденциальности
Соблюдение Вашей конфиденциальности важно для нас. По этой причине, мы разработали Политику Конфиденциальности, которая описывает, как мы используем и храним Вашу информацию. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими правилами соблюдения конфиденциальности и сообщите нам, если у вас возникнут какие-либо вопросы.
Что такое годные остатки страховой компании?
Годные остатки играют важную роль в страховом бизнесе, так как они являются финансовым капиталом компании и обеспечивают ее способность выполнять свои обязательства перед клиентами. Они также являются показателем финансовой устойчивости и надежности страховой компании.
Определение суммы годных остатков — важная задача для страховой компании. Для этого используются различные методы оценки, включая анализ активов и обязательств компании, оценку инвестиционного портфеля, учет страховых резервов и затрат на управление.
Правильное определение суммы годных остатков позволяет страховой компании управлять своими ресурсами эффективно и принимать обоснованные решения о привлечении новых клиентов, разработке новых продуктов и услуг, а также о выплате возмещений по страховым случаям в соответствии с обязательствами перед клиентами.
Метод статистического анализа
Для применения метода статистического анализа необходимо собрать и анализировать данные о предыдущих выплатах и размерах убытков, произведенных похожими страховыми случаями. После этого проводится статистический анализ полученных данных, включающий в себя расчет среднего значения, дисперсии и других характеристик распределения.
На основе результатов статистического анализа определяется сумма годных остатков — это сумма, которую страховая компания может ожидать выплатить по данному страховому случаю на основании объективных данных и предыдущего опыта. Это помогает страховой компании установить адекватную премию и предсказать возможные убытки, связанные с выплатами.
Средние значения | Дисперсия | Коэффициент вариации | Доверительные интервалы |
---|---|---|---|
3000 | 500000 | 0.2 | (2000, 4000) |
Метод статистического анализа позволяет страховой компании принять обоснованные решения при определении суммы годных остатков. Он основывается на объективных данных, что помогает минимизировать риски и повысить эффективность работы компании.
У меня есть Каско – можно ли обратиться после подачи заявления по ОСАГО?
Как уже было сказано в самом начале нашей статьи, условия по договорам КАСКО, как правило, отличаются от условий ОСАГО. Если последние прописаны преимущественно в законе, то первые зависят во многом от самого договора. И в каждой конкретной ситуации может быть выгоднее обращаться либо по КАСКО, либо по ОСАГО.
Если вы выясните, что по КАСКО получите больше денег, уже после того, как подали заявление по ОСАГО, то можете отказаться и отозвать это заявление, если конечно, страховщик еще не произвел выплату страхового возмещения. Ведь получить деньги 2 раза за один и тот же автомобиль законно нельзя.
Как производятся выплаты, если машина кредитная
Если тотальная гибель определена в отношении кредитного авто, соблюдается следующий порядок:
- СК обязательно о случившемся оповещается кредитора, поскольку по условиям выдачи займа именно он является выгодоприобретателем, а не водитель.
- Затем страховщик составляет запрос на выплату, где указывает данные о клиенте и ТС, результат проведения экспертной оценки, формулирует вопрос о том, кому перечислить денежные средства в связи с наступлением страхового случая.
- Получив ответ СК, направляет выплату в счет оплаты кредита. Часть этих денег банк может переправить заемщику, если компенсация от СК превысит сумму оставшегося долга. Если кредит был полностью досрочно погашен или погашен на 80%, то банк разрешает СК перевести все деньги заемщику. Пполучив выплату добросовестный клиент продолжит платить за кредит, пока его полностью не погасит.
Итак, как было сказано ранее, если машина не подлежит ремонту вследствие наступления страхового случая, её собственник получает выплату от страховой компании виновника происшествия. При этом пострадавший имеет право наведаться к своему страховщику, потребовать расторгнуть договор и получить выплату. Однако гибель авто – это не единственный прецедент для прекращения полиса и возврата неиспользованных средств. Получить компенсацию за оставшийся период можно:
- при продаже авто. Новому собственнику старый полис уже не пригодится, так как он не имеет силы, а вот предыдущий владелец может вернуть себе часть страховой суммы, расторгнув договор со страховщиком,
- смерть владельца или страхователя. В этом случае одна из сторон уже не может выполнять свои обязательства, поэтому договор считается недействительным,
- банкротство компании-страховщика или отзыв её лицензии. В первом случае собственник может обратиться в Российский Союз Автостраховщиков и потребовать возврат средств в этой организации. Если же у компании просто забрали лицензию на оказание данного вида услуг, она всё равно обязана выплачивать компенсации своим клиентам,
- ликвидация юр. лица, которое являлось владельцем авто.
В каких случаях не стоит расторгать договор?
Прекращение договорных отношений со страховщиком по причине гибели автомобиля или после его продажи не всегда приносит выгоду. Например, в следующих случаях возвращать средства точно не стоит:
- действие полиса вот-вот подойдёт к концу. В данной ситуации размер компенсации будет ничтожно мал. Есть риск потратить время впустую, в итоге получив копейки,
- страховая находится в состоянии прекращения своей деятельности. В этом случае компенсации ждать придётся долго, дело может дойти до суда, поэтому выплаченная сумма может не окупить затраченного.
- если после полной гибели машины или после продажи своего ТС, водитель в скорости приобретает новый автомобиль и ОСАГО всё равно понадобится. А если у него имеется безаварийный стаж за последний год, он получает скидку на покупку следующего полиса. Это называется коэффициент бонус-малус.