Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В чем сущность политики просвещенного абсолютизма екатерины 2». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Рассматирваемая форма управления государством представляла собой жесткую критику пережитков феодальных отношений. Французские философы писали о том, что каждый человек рождается свободным, и нельзя забирать ее у него. Согласно постулатам этой политики народ должен обладать широкими полномочиями, часть из которых он добровольно доверяет своим правителям. Философы называли этот момент «общественным договором». Политика просвещенного абсолютизма подвергала критике и церкви. Духовенство должно заниматься делами духовными и не иметь влияния на политику, писали ученные, труды которых использовала Екатерина. Они предлагали забрать все церковные земли и передать их в ведение государства. При этом церковные служащие должны были быть навсегда отлучены от власти. Многие из этих направлений Екатерина даже не думала реализовывать.
Ключевые положения политики просвещенного абсолютизма
Главными идеологами Эпохи просвещения являлись европейские философы, которые в своих трудах отобразили векторы развития общества (таблица).
Просветители | Основные идеи |
Дж. Локк | Идеи равенства всех людей перед законом и введение в политическую практику принципа разделения властей. |
Ш. Л. Монтескье | Развивал идею Д. Локка о разделении властей на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. |
Ж. Ж. Руссо | Идеи социального равенства и введение всеобщего избирательного права. |
А. Смит | Идеи свободы экономики от давления государства (свобода предпринимательства, частной собственности), а также принятие того факта, что источником богатства являются не деньги как таковые, а человеческий труд. |
Начало введения политики просвещенного абсолютизма и ее особенности
В результате дворцового переворота, произошедшего в 1762 году, российский престол заняла Екатерина II, которая начала проведение политики «просвещенного абсолютизма», предполагающая проведение реформы существующего строя, сохраняя при этом его основы.
В качестве стержня данной политики выступили идеи французских просветителей Ш. Л. Монтескье, М. Ф. Фольтера и прочих.
Политика «просвещенного абсолютизма» предполагала наличие и реализации серии реформ. Так, реформа административного аппарата началась с процесса разделения Сената, а также снятие с него законодательных полномочий.
Данная реформа была возобновлена в 1775 году (после того, как была подавлена Крестьянская война под руководством Е. И. Пугачева, которая показала, что органы управления на местах и в центре нуждаются в реформировании) благодаря проведению модернизации системы местного управления.
Постепенно было введено новое административно-территориальное устройство, которое было сохранено вплоть до 1917 года. Страна была разделена на 41 губернию (позднее их число возросло до 50-ти), а провинции были упразднены. Губернии, численность населения которых насчитывала 300-400 тысяч душ лиц мужского пола, разделили на уезды по 20-30 тысяч душ.
Исполнительная власть в губерниях возглавлялась губернатором, который назначался лично императрицей и подчинялся непосредственно ей. Для работы губернаторов создавались специальные губернские правления, казенные палаты для разрешения финансовых вопросов, приказы общественного призрения, в соответствии с которыми реализовывалось руководство системы образования, общественной благотворительности и медицины.
Исполнительная власть в уездах возглавлялась капитаном-исправником, который избирался местным дворянством, в городах – городничими, в подчинении которых находились полицейские управления. Вводились должность генерала-губернатора, которые осуществляли руководство сразу несколькими губерниями.
Впервые в истории, согласно реформе 1775 года, судебную власть сделали отдельной от исполнительной, хоть данное разделение было и неполным.
В качестве высшего судебного органа выступал Сенат. Для каждого сословия был организован собственный суд: для дворянства – земский, для горожан – магистраты, для государственных крестьян – расправы. Благодаря данной реформы произошло укрепление местных властей.
Примерно в эти годы произошла ликвидация последних остатков привилегий и автономий, которые ранее сохранялись в целом перечне национальных окраин. Так, например, подверглись ликвидации гетманства, и Запорожская Сечь на Украинских территориях. В 1764 году провели секуляризацию церковного имущества, то есть монастырских территорий, которые были населены крестьянами. Они были переданы в подчинение государства и уплачивали налог в государственную казну.
Важную роль в системе реформирования имела законотворческая деятельность. В 1767 году для разработки нового законодательного кодекса, который должен был сменить Соборное уложение 1649 года была созвана Уложенная комиссия.
Для того, чтобы определить направления ее деятельности, Екатериной II был написан «Наказ», который основывался на идеях философов и просветителей, он обосновывал необходимость наличия сильного самодержавия в России. Несмотря на то, что новый свод законов не был до конца разработан и принят, а саму комиссию распустили, несмотря на это, все наработки во многом стали определяющими в законотворческой деятельности императрицы.
Произошло возрастание мануфактурных производств, совместно с развитием специализации районов, в промышленности и торговле были отменены монополии, происходило активное формирование рынка вольнонаемных рабочих, в том числе за счет запрета на приписку и покупку крестьян для определенных предприятий.
Одним из ярких проявлений политики просвещенного абсолютизма была деятельность Уложенной комиссии. Открытая 30 июля 1767 г. с большой торжественностью в Успенском соборе в Москве, она должна была дать стране новые законы. В порыве всеобщего энтузиазма депутаты просили Екатерину II принять титул “премудрой и великой матери Отечества”, который она отвергла, заявив: “О моих делах оставляю времени и потомкам беспристрастно судить”.
Работа Уложенной комиссии интересна с точки зрения истории русского парламентаризма: создателями новых законов должны были стать не государственная комиссия, не Сенат, а депутаты, созванные со всех концов страны. Депутаты избирались по сословному принципу: своих представителей послали не только дворянство, но и горожане (купцы, ремесленники) и даже государственные крестьяне, казачество, инородцы; составлялись наказы избирателей. Не позвали в Комиссию самую многочисленную часть подданных — крепостных крестьян, наказов у которых не спрашивали: их голос в Комиссии не был услышан. Среди депутатов было немало известных людей и тех, кто прославился позже: четверо братьев Орловых, Г.А. Потемкин, князь А.М. Голицын, граф Я. Брюс, князь М.Н. Волконский, знаменитые историки — академик Г.Ф. Миллер и князь М.М. Щербатов и др. Путем “социального эксперимента” из лучших представителей страны Екатерина хотела создать людей нового типа, наделенных всеми правами в том государстве, которое отвечает идеям Просвещения. Выборы “депутатского маршала” (председателя Комиссии) проводились тайным голосованием на альтернативной основе (было 9 кандидатов). Повестка каждого пленарного заседания объявлялась заранее: каждый из депутатов мог записаться на выступление (регламент — 30 мин.) или подать “мнение” в письменном виде. Для разработки законопроектов по отдельным вопросам создавались специальные депутатские комиссии (их было 19).
Большое внимание уделялось статусу депутатов и депутатской этике. Категорически запрещалось перебивать оратора. Нарушившие это правило более 2 раз подвергались штрафу в пользу Воспитательного дома для сирот и незаконнорожденных, утвержденного Екатериной в 1765 г. Аналогичное наказание было и за отсутствие на заседаниях без уважительной причины более двух недель. Екатерина поставила депутата под особую юрисдикцию, наделив его достоинством и независимостью. Даже регистрация депутатов шла не по сословной значимости, а по мере прибытия депутатов и Москву, тем самым демонстрировалось равенство в правах и могущественного вельможи, и простого мужика. Как пожизненный знак отличия и как память об этом великом предприятии Екатерины депутаты получали жетон и ряд привилегий: депутат был лично неприкосновенен, сам он навсегда освобождался от смертной казни, пытки и телесных наказаний, а его имущество — от конфискаций. О недопустимости оскорбления депутатом депутата свидетельствует эпизод с дворянским депутатом М. Глазовым, который оскорбил депутатов каргапольских крестьян. Решением Комиссии дело обошлось штрафом. Мало того, его заставили публично извиниться перед обиженными. В данном случае Екатерина демонстративно встала на сторону крестьянства, сознательно унизила дворянина, последовательно проводя свою политику равенства людей перед законом. В наказание за деятельность, несовместимую со званием депутата, участники Комиссии лишались депутатского мандата. Так случилось с депутатом от приписных крестьян Ф. Ермаковым, превысившим свои депутатские полномочия.
Актуальность работы. Во второй половине XVIII века происходит зарождение и постепенное формирование основных течений русской общественной и политической мысли эпохи «просвещенного абсолютизма». Выразителем официальной охранительной идеологии стала сама Екатерина II. Просвещенный абсолютизм, характерный не только для России, но и для ряда европейских монархий, представлял собой особый этап государственно-политического развития, связанный в социально-экономическом плане с разложением феодализма и началом формирования капиталистического уклада, а в политическом − поиском новых форм взаимоотношений господствующих слоев с государственной организацией.
Цель работы состоит в изучении политики «просвещенного» абсолютизма в период царствования Екатерины II.
Достижение цели работы предполагает решение ряда задач:
1) рассмотреть идеологию просвещенного абсолютизма;
2) описать политические и общественные проекты Екатерины II;
3) охарактеризовать реализацию политики просвещенного абсолютизма.
С позиции XVIII века монархическая форма правления и идеи просвещения вовсе не содержали в себе противоречия. Просветители (Ш. Монтескье и др.) вполне допускали монархическую форму правления, особенно для стран с такой обширной территорией, как у России. Более того, именно на монарха возлагалась задача заботиться о благе подданных и вводить начала законности, согласные с разумом и правдой. Многие мероприятия Екатерины II, в наибольшей степени проникнутые духом либерализма и просветительства, оказались неоконченными и нерезультативными, отторгнутыми русской действительностью. Это относится, в частности, к попытке выработать новое законодательство на основе принципов Просвещения.
Первые годы правления Екатерины II ознаменованы разработкой новой официальной идеологии, использующей для апологии самодержавия и крепостничества ряд идей Просвещения. Усвоение либеральной фразеологии и контакты с просветителями (переписка с Вольтером и Даламбером, приглашение в Россию Дидро и др.) имели цель не только оправдать в глазах просвещенной Европы незаконное воцарение Екатерины II, но и повысить общеевропейский престиж Российской империи, обосновать активную и независимую внешнюю политику.
В 1767 г. была созвана Комиссия для сочинения проекта нового Уложения (Уложенная комиссия), в которой были представлены все сословия, кроме крепостных крестьян. В «Наказе» содержится ряд декларативных положений, не осуществимых в самодержавно-крепостнической стране: равенство граждан, состоящее в подчинении общим для всех законам, свобода как зависимость только от закона, уверенность граждан в своей безопасности, ограничение государственной власти пределами, ею же положенными, власть законов и др. Декларативные положения «Наказа» «должны были свидетельствовать о «просвещенности» российского монарха и способствовать приобщению России к числу ведущих цивилизованных держав» [1, c. 326].
Ключевое противоречие теории и практики просвещенного абсолютизма Екатерины II: между необходимостью радикально менять сложившийся порядок вещей (сословный строй, деспотизм, бесправие и др.) и недопустимостью потрясений, нуждой в стабильности, невозможностью ущемить ту социальную силу, на которой этот порядок держится, — дворянство.
Екатерина II ясно осознавала, что ликвидация крепостничества с негодованием будет воспринята дворянами. Крепостническое законодательство было расширено: помещикам разрешили на любой срок ссылать крестьян на каторгу, а крестьянам запрещалось подавать жалобы на помещиков.
Попытками преобразований в духе просвещённого абсолютизма были:
1) созыв и деятельность Уложенной комиссии (1767-1768);
2) реформа административно-территориального деления Российской империи;
3) принятие Жалованной грамоты городам, оформившей права и привилегии «третьего сословия» — горожан. Городское сословие делилось на шесть разрядов, получило ограниченные права самоуправления, избирало городского голову и членов городской Думы;
4) принятие в 1775 году манифеста о свободе предпринимательства, согласно которому для открытия предприятия не требовалось разрешения правительственных органов;
5) реформы 1782-1786 гг. в области школьного образования [1, с. 343].
Конечно, эти преобразования имели ограниченный характер. Самодержавный принцип управления, крепостное право, сословный строй оставались незыблемыми. Крестьянская война Пугачева (1773-1775), взятие Бастилии (1789) и казнь короля Людовика XVI (1793) не способствовали углублению реформ. Они шли с перерывами, в 90-е гг. и вовсе прекратились. Преследования А. Н. Радищева (1790), арест Н. И. Новикова (1792) не были случайными эпизодами. Они свидетельствуют о глубинных противоречиях просвещённого абсолютизма, невозможности однозначных оценок «золотого века Екатерины II».
И тем не менее именно в эту эпоху появилось Вольное экономическое общество (1765), работали вольные типографии, шла горячая журнальная полемика, в которой лично участвовала императрица, были основаны Эрмитаж (1764) и Публичная библиотека в Петербурге (1795), Смольный институт благородных девиц (1764) и педагогические училища в обеих столицах.
В результате очередного переворота, осуществленного дворянской гвардией, в 1762 г. на российском престоле оказалась Екатерина II. Ее правление – период «просвещенного абсолютизма», для которого характерны активная деятельность самодержавного государства, направленная на законодательное закрепление крепостничества, усиление привилегий дворянства, расширение границ государства, покровительство развитию промышленности и торговли, жестокое подавление народных волнений, а также резкое противоречие между либеральной официальной идеологией и реакционной феодально-крепостнической политикой.
Во второй половине XVIII в. завершалось законодательное оформление крепостничества, которое в России не отличалось от рабства. Крепостным было запрещено жаловаться на помещиков, последним – предоставлено право ссылать крепостных в Сибирь. Крестьянская война 1773–1775 гг. против помещиков была жестоко подавлена правительством. Завершением крепостничества было прикрепление к земле крестьян Украины (1783 г.).
Политико-правовая идеология образованных классов этого периода развивалась под сильным влиянием идей Просвещения Западной Европы, особенно Франции.
Во второй половине XVIII в. зарождается российский либерализм: дворянский определял наиболее выгодные для помещиков условия отмены крепостного права, в то время как либерализм русской буржуазии почти не касался этой проблемы, делая упор на упорядочение законодательства и создание организационно-правовых гарантий стабильности правопорядка.
Реформирование административного устройства
В соответствии с нормами абсолютизма, Екатерина II взяла курс на укрепление вертикали власти. Это было актуально с учетом восстания Емельяна Пугачева387. Но преобразования не были лишены элемента самоуправления.
26 декабря 1763 года был реформирован Сенат. Отныне он лишался законодательной функции. Эту ветвь власти взяла на себя лично императрица при участии министерского кабинета. Сам Сенат разделялся на шесть департаментов. Для принятия решения требовалось согласие всех заседателей. В случае возникновения разногласий созывалось общее собрание.
10 ноября 1764 года было ликвидировано гетманство, а вместо него создавалась Малороссийская коллегия. Половина ее участников формировалась из старшин, а другая — из определенных государыней чиновников.
25 декабря 1766 года созывалась Уложенная комиссия387 из депутатов разных сословий. Ее целью была разработка нового свода законов взамен Соборному Уложению 1649 года. Однако отсутствие должной организации в работе комиссии, а также классовое непринятие друг друга делегатами разных слоев показали полную нежизнеспособность данной организации. Конфликт общества оказался сильнее. Вследствие этого императрица распустила комиссию.
Рис. 2 Сбор комиссии
18 ноября 1775 года была проведена административная реформа. Теперь главным критерием, по которому регион признавался губернией, являлось количество податного населения (то есть работающих мужчин). Также произошло разделение суда и администрации. Однако это спровоцировало расширение чиновничьего аппарата. Кроме того, система выборных должностей от всех сословий в судебной сфере не работала, так как на практике все важные посты занимали именно дворяне, что вызвало небывалую доселе коррупцию.
8 апреля 1782 года в соответствии с замыслами императрицы был подписан указ о формировании Управы Благочиния, то есть полицейской структуры с четкой иерархией должностей, а также их полномочий. Примечательно, что полиции поручался ряд хозяйственных вопросов.
21 апреля 1785 года Екатерина II пожаловала грамоту городам387. В соответствии с ней все городское население делилось на шесть разрядов, от каждого из которых избирался член городской думы. Последняя, впрочем, не имела самостоятельности и занималась исключительно хозяйственными вопросами. Однако это преобразование стало первым шагом на пути к городскому самоуправлению.
Золотой век для российского дворянства
Тем не менее частные комиссии свою работу продолжили вплоть до 1771 года. Была проведена губернская реформа. Губернии в России появились при Петре I, когда страна была разделена на 8 губерний. В 1775 году в России имелось 50 губерний, состоявших из уездов с населением 20−30 тысяч человек. Возглавлял губернию губернатор.
В помощь последнему было создано губернское правление, ведавшее всеми важнейшими вопросами. Власть в уезде была сосредоточена в руках капитана-исправника, а в уездных городах главой административно-уездной власти становился городничий. Реформа губерний 1775 года укрепила государственную власть и усилила позиции дворянства.
В 1764 году императрица ликвидировала украинское гетманство, а в 1775 году было распущено запорожское войско. На казачьем Дону стала действовать система обычных губернских учреждений. Все эти меры были направлены на централизацию государства, которое, по мнению царицы, должно было управляться на основе единых принципов.
Особенности национальной политики
В 1762 году государыня подписала ряд указов, разрешающих иностранцам селиться на территории Российской империи на льготных условиях. Это привело к резкому увеличению числа немцев в Поволжье. Проблема стала носить настолько серьезный характер, что действие манифестов пришлось приостановить на неопределенный срок.
После присоединения польских территорий в России оказалось более 1 миллиона евреев. Потому Екатерина II ввела для них «черту оседлости». Так называлась линия, за которой им было запрещено расселяться. Однако ограничение не действовало, если еврей добровольно отказывался от иудаизма и переходил в православие.
Авторская справка. В целом, национальная политика за годы царствования императрицы была неоднозначной. Для каждого народа существовали свои экономические и налоговые режимы. Например, белорусы и украинцы платили половинную подать, а немцы освобождались от нее вовсе, что приводило к недовольству коренного населения.
Изменения, произошедшие в обществе в результате реформ, были направлены не только на государственную систему, но и на развитие личности. Они охватывали сферу экономики, административных и судебных вопросов, образования, церкви, классовых отношений и жизни низших слоев населения. Однако законы все же принимали монарх и его министры. Основными мерами политики просвещенного абсолютизма были следующие:
- Централизация органов управления. Просвещенный монархизм отрицательно относился к представителям общественности и местным властным структурам. В частности, во время правления австрийского императора Иосифа II серьезно нарушались конституции Венгрии и Нидерландов.
- В хозяйственных вопросах на первое место ставилось развитие торговли и промышленности. Задачей просвещенного абсолютизма было пополнение государственной казны, хранение драгоценных металлов в стране. В то же время были приняты меры по улучшению сельского хозяйства, рационализации налогов и государственных расходов.
- Существенные изменения произошли в законодательной и судебной сферах. Основная идея заключалась в единстве закона для всех жителей страны. Отменили пытки, ограничили смертную казнь. Прусский король Фридрих II реформировал механизм судебной процедуры и установил четкие механизмы. Судьи получили независимость от административных властей. Законы стали четче и понятнее. В частности, португальский свод законов отличался справедливостью, человечностью и осознанием ценности личности.
- Большое внимание уделялось образованию. Пресса получила больше свободы. Однако при этом общественное мнение не принималось во внимание монархами, поэтому отношение к заявлениям в прессе было равнодушным.
- Изменились отношения между классами. Централизованная власть искоренила в стране остатки феодализма. Права и привилегии знати и духовенства были ограничены. В Неаполе, недовольный решением дворянского двора, он мог обратиться в королевский суд. Отмена налоговых льгот для знати и введение новых налогов в европейских странах вернули дворянство и церковь против престола.
- Впервые обозначился крестьянский вопрос. Философ и просветители восемнадцатого века выступали за отмену крепостного права и рабства, выступали за улучшение жизни крестьян. Крепостное право было официально отменено в Австрии и Савойе.
Для Екатерины понятие свободы ограничивалось законом. То есть гражданин может делать все, что хочет, в пределах отведенного ему правилами, принятыми на государственном уровне. Императрица считала, что положение дел, когда крестьянин хочет быть равным хозяину и т.д., может быть губительным для России.
В своем Наставлении Екатерина упомянула «народные домыслы». Этот термин был синонимом современного слова «менталитет». Новые российские законы должны были руководствоваться нормами, принятыми в обществе среди простых жителей. Другими словами, они не должны были противоречить менталитету крестьян, буржуазии и т.д.
В этом была суть просвещенного абсолютизма. Екатерина хотела модернизировать самодержавие, сделать его более гибким по отношению к своим гражданам, не меняя основополагающих норм государства. Когда много лет спустя в России возникло движение народной воли, студенты-революционеры начали «идти в народ» — ходить в деревни и распространять там свои прокламации о необходимости свержения самодержавия. Как правило, результат таких действий был печальным. Крестьяне сами взяли Народную волю и передали ее жандармам. Подобные примеры ясно демонстрируют важность менталитета — того, что Екатерина назвала «популярными спекуляциями».
Абсолютизм — это форма правления, характеризующаяся неограниченным суверенитетом монарха.
Его отличает отсутствие представительных органов наследия, что полностью отрицает влияние различных слоев общества на принятие властных решений. Он имеет явную социальную поддержку, например, европейские монархии опирались на дворян, предоставляя им привилегии.
У ученых разные взгляды на причины возникновения абсолютизма. В советское время это считалось результатом обострения классовой борьбы между крестьянством и дворянством, а также между буржуазией и дворянством.
Современные историки говорят о системных причинах, связанных с созреванием культурных, экономических и социальных изменений, которые побудили к созданию сильной государственной власти.
Таким образом, усиление конкуренции в международной торговле привело к необходимости политики протекционизма, эффективность которой могла быть обеспечена только сильным монархом.
Последние две главы Ордена Екатерины посвящены судопроизводству. Конечно, эпоха просвещенного абсолютизма могла только повлиять на то, как развитое общество рассматривало этот важный аспект жизни любой страны. Судебная власть была арбитром между государством и обществом, и культурная императрица понимала ее фундаментальное значение.
В одном из своих тезисов он подчеркнул важность принципа свободы вероисповедания в России. Эту норму пришлось защищать в суде. В своей переписке Екатерина заявила, что считает вредным принудительное крещение многочисленных малочисленных народов империи (например, коренных жителей Сибири, казахских степей и т.д.).
Законодательная комиссия запретила внеочередные и неожиданные слушания. Они должны были подчиняться строгим правилам и нормам. Еще одним важным нововведением стало расширение свободы слова. Екатерина написала в своем заявлении, что любое заявление само по себе не является преступлением.
Этот документ, написанный самим монархом, еще не был известен в русской истории. Просвещенный абсолютизм императрицы стал популярной идеологией среди аристократии, бояр и в целом образованных членов общества. Печатный заказ сохранялся в каждом государственном учреждении. Этот документ оспаривался в судебном заседании.
«Просвещённый абсолютизм» Екатерины II Великой
Роль карателей, поставленных во главе воинских команд, вооруженных, помимо огнестрельного оружия, еще и артиллерией, была поручена сначала А. А. Вяземскому, а затем А. И. Бибикову.
Одновременно с решением судьбы наследия императрица начала с того, с чего начинали ее предшественницы, — с приведения органов власти в соответствие со своими вкусами и потребностями.
Ей нетрудно было это сделать, ибо воспитатель наследника Н. И. Панин предложил проект реформы Сената и создания нового учреждения — Императорского совета. Смысл его предложения состоял в разделении Сената на шесть департаментов, каждый из которых должен ведать определенными сферами управления: юстицией, военно-морскими делами, промышленностью и т.
д. С реализацией проекта исчезнет возможность уклоняться от обсуждения дел, прятаться за спину более активных сенаторов, ибо в каждом департаменте будет присутствовать 5—6 человек; реформа должна была повысить производительность труда и ускорить решение дел. Императрица утвердила этот проект Н.
Методы исследования, используемые в курсовой работе: изучение специальной литературы по выбранной теме; анализ периода просвещенного абсолютизма Екатерины II.
Эпоху просвещенного абсолютизма в России совпадает со временем царствования Екатерины II. Данную мысль о государстве с просвещенным монархом, называют способным преобразованием общественной жизни на новых, разумных началах, получившие широкое распространение в XVIII веке. Французские просветители М.Ф.
Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж.
Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития.
Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов — мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте
законодательство Петровской эпохиг) Соборное уложение 1649 г.д) труды Д.
Дидрое) материалы Уложенной комиссии Елизаветы Петровныж) «О преступлениях и наказаниях» Ч.
Беккариаз) труды Ж. МельеОтметьте государственных деятелей, занимавшихся реформами образования в правление Екатерины II:а) И.И. Бецкойб) Г.А. Потемкинв) Г.Г.
Орловг) Ф.И. Янкович де Мириевод) А.А. Безбородькое) К.Г. Разумовскийж) П.И. Шуваловз) П.В. Завадовскийи) С.И.
ШешковскийОтметьте цифрой 1 события русско-турецкой войны 1768-1774 гг., 2 – войны 1787-1791 гг.:а) Чесменское сражениеб) битва при Фокшанахв) взятие Измаилаг) захват Крыма русскими войскамид) битва у р.Рымнике) битва при Калугеж) вступление Швеции в войну с Россиейз) битва у м.
Калиакрияи) Ясский мирк) Кучук-Кайнарджийский мир5. Отметьте черты народного восстания под предводительством Е.И.
Пугачева:а) участие в движении нерусских народовб) исключительно
Сама императрица не скрывала авторства большей части идей данного труда, отмечая, что взяла лучшее из трудов западных просветителей и адаптировала под реалии общества Российской Империи Основные положения: Самодержавие – единственная и наилучшая форма правления для Российской Империи Общество разделено «естественным образом» на тех, кто правит (император + дворяне) и тех, кем правят (все остальные).
Преобразования Екатерины Великой после Крестьянской войны 1773-1775 годов.
Говоря кратко о политике “Просвещённого абсолютизма” Екатерины II, можно заметить, что преобразования императрицы были не способны сгладить острые углы противоречий, возникших в обществе. Более того, крепостные крестьяне превратились, перед восстанием крестьянства под руководством Емельяна Пугачёва, в рабов.
Социальный взрыв Крестьянской войны ошеломил царицу. После подавления восстания, Екатерина приступила к новым преобразованиям, хотя они и носили весьма противоречивый характер. Всего было составлено 19 проектов поддержанных видными государственными деятелями и сановниками:
- В 1775 году Россия была разделена на 50 губерний. Каждая губерния делилась в свою очередь на уезды, число которых могло быть от 10 до 15. Главной управляющей фигурой был губернатор, ему были подчинены суд и полиция.
- Согласно реформе 1775 года город становился самостоятельной единицей. Главой города был городничий, он выбирался из дворянского сословия.
- После передачи части дел местной власти, роль коллегий перестала быть столь значимой и в 80-х годах XVII века они были упразднены. Три основных оставшихся коллегии – Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел, как и непосредственно Синод, подчинялись центральной власти.
- В 1782-1786 годах была создана система среднего образования. Создавались закрытые училища, воспитательные дома, открывались университеты. Однако крестьянство доступа в эти учреждения не имело.
Сочетание консерватизма и либерализма
Благодаря своему образованию, кругу чтения и переписке с французскими мыслителями Екатерина II была прекрасно осведомлена о том, что нужно делать, чтобы улучшить жизнь в России. Страна, доставшаяся ей после дворцового переворота, кардинально отличалась от утопической картины свободного государства. Здесь царило крепостное право, между сословиями зияла огромная пропасть, а крестьянство было поголовно безграмотным.
Нет сомнения, что Екатерина хотела изменить страну. Однако, оказавшись на троне, она не торопилась претворять в жизнь реформы. За годы жизни в России императрица поняла, что кардинальные изменения приведут только к бедам и беспорядкам. Монарх не мог посягать на права дворянства – главной опоры государства и строя.
От преемников Екатерине досталась абсолютная монархия, в которой слово самодержца было законом. Императрица умело пользовалась всеми своими возможностями. Такое сочетание консерватизма и ее либеральных идей и получило название просвещенного абсолютизма.