План счетов для бюджетных учреждений в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «План счетов для бюджетных учреждений в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Учетная политика применяется в учреждении из года в год. Ежегодно утверждать новый документ не нужно. Корректируются только те положения, которые изменились в силу вступления новых нормативно-правовых актов либо в связи с изменениями деятельности предприятия и иными случаями.

Таблица: забалансовые счета в 2024 году

Номер забалансового счета Название забалансового счета Комментарий
001 Арендованные основные средства На счете отражается движение арендованных ОС
002 Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение Предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение
003 Материалы, принятые в переработку На этом счете отражается информации о наличии и движении сырья и материалов заказчика, принятых в переработку (давальческое сырье), не оплачиваемых организацией-изготовителем
004 Товары, принятые на комиссию Счет используется комиссионерами и нужен для обобщения информации о наличии и движении товаров, принятых на комиссию
005 Оборудование, принятое для монтажа Счет предназначен для подрядчиков. На нем они отражают движение всех видов оборудования, полученного от заказчика для монтажа
006 Бланки строгой отчетности Нужен для отражения информации о наличии и движении находящихся на хранении и выдаваемых под отчет БСО (квитанционные книжки, бланки удостоверений, дипломов, талоны, билеты, бланки товарно-сопроводительных документов и т.п.)
007 Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов На счете собирается информация о состоянии дебиторской задолженности, списанной в убыток вследствие неплатежеспособности должников. Такая задолженность должна учитываться за балансом в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников
008 Обеспечения обязательств и платежей полученные Этот счет нужен для отражения сведений о наличии и движении полученных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей, а также обеспечений, полученных под товары, переданные другим организациям (лицам)
009 Обеспечения обязательств и платежей выданные На счете обобщается информация о наличии и движении выданных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей
010 Износ основных средств На счете отражаются суммы износа по объектам жилищного фонда, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам, а также у некоммерческих организаций по объектам ОС
011 Основные средства, сданные в аренду Счет нужен для обобщения информации о наличии и движении ОС, сданных в аренду, если по условиям договора аренды имущество должно учитываться на балансе арендатора

Для бюджетных и автономных учреждений

В шаблоны КПС в счетах учёта бюджетных и автономных учреждений приказами Минфина России N57н от 27.04.2023 (для бюджетных) и N 64н от 05.05.2023 (для автономных) были внесены изменения.

Напомним, что в 1-4 разрядах номера счёта указывается аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела классификации расходов бюджетов. (Как и ранее никаких исключений, зависящей для типа хранимой на счёте информации не указано, т.е., например, на «доходные» счета правило тоже распространяется);

в 5-14 разрядах номера счёта отражаются нули, если иное не предусмотрено учётной политикой учреждения либо не является требованиями, установленными участием в национальных проектах;

в 15-17 разрядах номера счёта указываются аналитический код вида поступлений от доходов выбытий по расходам, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов;

в 24-26 разрядах номера счёта — коды КОСГУ.

Т.е. КПС в общем случае выглядит так ХХХХ 0000000000 ХХХ. Исключения из вышеизложенного требования к составу КПС приведём в виде таблицы:

Счет учета

Шаблон КПС

Счета группы 100 (кроме 106, 107, 109, 110) и 20132 и корреспондирующие с ними 401.20.240, 401.20.250,401.20.270, 401.20.280 за исключением операций по безвозмездным неденежным передачам

ХХХХ 0000000000 000.

Такую классификацию можно применять для остатков и оборотов. КВР в трех последних разрядах указывается, если это установлено учётной политикой или целевым назначением имущества

0.201.00

0000 0000000000 000

0.201.35

ХХХХ 0000000000 000

0.204.00

0000 0000000000 000

0.209.81

0000 0000000000 000

0.210.05

ХХХХ 0000000000 510 – участие в конкурсах ХХХХ 0000000000 000 – «льготная» аренда

210.06 и корреспондирующий с ним 0.401.10.172

0000 0000000000 000

0.304.01

0000 0000000000 000

0.401.30

0000 0000000000 000

Читайте также:  Прописать ребенка к бабушке с мамой

Резервы предстоящих расходов

Пункт 302.1 Инструкции № 157н также изложен в новой редакции, при этом правила применения счета 401 60 «Резервы предстоящих расходов» остались прежними.

Для обобщения информации о состоянии и движении сумм, принимаемых к бухгалтерскому учету на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов», следует руководствоваться положениями СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утвержденного Приказом Минфина России от 30.05.2018 № 124н, а также иных федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов.

Резервные суммы формируются в целях:

  • равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения;

  • своевременного принятия к учету нефинансовых активов, результатов произведенных работ;

  • раскрытия информации об обязанности учреждения по осуществлению расходов в целях исполнения обусловленного законодательством РФ требования к субъекту учета и (или) публично-правовому образованию физического или юридического лица, иного публично-правового образования, субъекта международного права с ненаступившим сроком его исполнения (предъявления), которая имеет на момент признания в бухгалтерском учете расчетно-документальную обоснованную оценку с неопределенным временем (финансовым периодом) исполнения (предъявления) требования и отражает обязательные предстоящие выплаты (например, оплата отпусков за фактически отработанное время или выплата компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения).

Для чего оформлять учетную политику

Для начала разберем, что такое учетная политика бюджетного учреждения, — это регламент, который устанавливает:

  • порядок ведения бухгалтерского учета учреждения;
  • круг ответственных лиц;
  • формы, регистры и бланки первичной документации;
  • документооборот;
  • порядок и систему налогообложения производства или реализации товаров, работ, услуг.

Подробно раскройте в учетной политике все особенности ведения бухучета и налогообложения.

При формировании следует опираться на действующее законодательство:

  • Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ в части определения метода ведения бухучета на предприятии, определения круга ответственных лиц за организацию и ведение;
  • федеральный стандарт бухгалтерского учета — Приказ Минфина № 274н от 30.12.2017, который определяет исключительные положения для учреждений госсектора;
  • Налоговый кодекс РФ в части системы налогообложения, налоговых периодов, ставок, льгот и вычетов. Определяется по всем действующим налоговым обязательствам на текущий и последующие годы;
  • Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Регламентирует особенности составления, хранения и учета первичной документации;
  • инструкции от 01.12.2010 № 157н, от 16.12.2010 № 174н, от 25.03.2011 № 33н. Устанавливают единый план счетов, состав и порядок формирования бухгалтерской отчетности.

Новые требования к плану счетов

В бюджетных учреждениях с 2024 года вводятся новые требования к плану счетов. Эти изменения несут важное значение, поскольку позволяют улучшить финансовый контроль и прозрачность бюджетного процесса. Они помогут обеспечить более эффективное использование бюджетных средств и предотвратить коррупционные схемы.

Одно из главных изменений – расширение перечня счетов для отражения всех финансовых операций бюджетных учреждений. Теперь в плане счетов будет предусмотрено более детальное разделение счетов по видам операций, что позволит более точно учитывать и анализировать расходы и доходы. Также будет введено несколько новых счетов, связанных с отдельными видами деятельности учреждений.

Второе важное изменение – введение обязательного использования электронных систем учета и отчетности. Теперь все бюджетные учреждения должны вести учет и составлять отчетность электронным способом. Это позволит автоматизировать процесс составления и анализа финансовых показателей, устранить возможные ошибки и повысить надежность информации. Кроме того, электронные системы позволят более быстро и удобно предоставлять отчетность, что упростит взаимодействие с контролирующими органами и снизит риск нарушений при составлении финансовой отчетности.

В целом, новые требования к плану счетов и использованию электронных систем учета и отчетности позволят повысить эффективность финансового управления в бюджетных учреждениях. Они содействуют более точному и своевременному учету операций и финансового состояния учреждений, а также повышают прозрачность и ответственность перед обществом.

Изменения классификации счетов

В 2024 году в бюджетных учреждениях планируется внести изменения в классификацию счетов. Эти изменения направлены на улучшение системы учета и отчетности, а также на повышение эффективности финансового управления. Новая классификация предусматривает более подробную детализацию счетов, что позволит более точно оценить финансовое состояние организации.

Читайте также:  Можно ли заключить соглашение об уплате алиментов после решения суда

Одним из основных изменений будет введение новых счетов, связанных с различными видами доходов и расходов. Это позволит более четко учитывать финансовые потоки и проводить их анализ. Также планируется изменение структуры счетов, что облегчит их использование и сократит время на проведение финансовых операций.

Изменения классификации счетов также предполагают установление единых правил и принципов для всех бюджетных учреждений. Это будет способствовать стандартизации финансовой отчетности и сделает ее более понятной и прозрачной для всех заинтересованных сторон.

Кому следует пользоваться планом счетов

План счетов бюджетного учета муниципального образовательного 2024 предназначен для использования организациями и учреждениями, осуществляющими бюджетное управление в сфере муниципального образования. Вот кто может использовать данный план:

  • Муниципальные учреждения образования, отвечающие за бюджетное планирование и учет;
  • Финансовые службы муниципальных образований, занимающиеся контролем и анализом расходов и доходов;
  • Участники образовательного процесса, такие как учителя, администрация и другие работники муниципальных учреждений образования;
  • Внешние аудиторы и ревизоры, проводящие проверку финансовой деятельности муниципальных учреждений образования;

План счетов предоставляет единые стандарты учета доходов и расходов муниципальных учреждений образования, что позволяет достичь прозрачности и сопоставимости информации в бюджетной сфере. Он обеспечивает систематизацию и структурирование данных, помогая учреждениям осуществлять бюджетное планирование, учет и анализ финансовой деятельности.

Использование плана счетов бюджетного учета муниципального образовательного 2024 предоставляет следующие преимущества:

  1. Полнота и точность учетной информации.
  2. Соблюдение нормативно-правовых требований в области бюджетного учета.
  3. Возможность сравнения данных внутри учреждения и между различными учреждениями образования.
  4. Удобство для анализа и принятия управленческих решений.
  5. Повышение эффективности финансового контроля и аудита.

Основные положения плана счетов

В новой редакции плана счетов на 2024 год были внесены изменения с целью совершенствования учета и улучшения качества финансовой отчетности. Эти изменения могут повлиять на учетную политику организаций государственного сектора и требуют внимания со стороны бюджетных исполнителей и участников процесса бюджетного планирования.

Счет Наименование Описание
1 Активы Содержит субсчета, отражающие активы бюджетного учреждения
2 Обязательства Включает субсчета, отражающие обязательства бюджетного учреждения перед кредиторами и другими сторонами
3 Капиталы Содержит субсчета, отражающие капиталы бюджетного учреждения
4 Доходы Включает субсчета, отражающие доходы, полученные бюджетным учреждением
5 Расходы Содержит субсчета, отражающие расходы, понесенные бюджетным учреждением

План счетов бюджетного учета на 2024 год обеспечивает единообразие бухгалтерского учета в государственном секторе, позволяет контролировать расходование бюджетных средств и осуществлять учет и анализ финансовых операций. Для бюджетных исполнителей и бухгалтеров важно ознакомиться с основными положениями плана счетов и учесть внесенные изменения при ведении бюджетного учета.

Консолидированный и детализированный учет

В новом плане счетов бюджетного учета на 2024 год уделено особое внимание консолидированному и детализированному учету. Это позволяет более полно и точно отражать финансовую деятельность бюджетных учреждений и создает основу для принятия информированных управленческих решений.

Консолидированный учет предполагает суммирование финансовой информации, полученной от различных бюджетных учреждений. Это позволяет получать общую картину финансового состояния, доходов и расходов на уровне структурных подразделений или территориальных единиц. Такой подход особенно важен при анализе финансовых показателей региона или отрасли.

Детализированный учет предполагает разбивку финансовой информации на более мелкие составляющие. Это позволяет более детально изучать доходы и расходы, а также их источники и цели. Такой подход особенно полезен для более точного планирования и контроля бюджетных средств.

  • Консолидированный учет позволяет:
    • определить общие тренды и закономерности в расходах и доходах;
    • идентифицировать наиболее эффективные и неэффективные затраты;
    • проводить сравнительный анализ финансовых показателей различных структурных подразделений или территориальных единиц;
    • планировать бюджетные средства на уровне региона или отрасли.
  • Детализированный учет позволяет:
    • получить более точные данные о доходах и расходах;
    • выявить «узкие места» и неэффективные затраты;
    • проанализировать источники и цели доходов и расходов;
    • прогнозировать потребности в бюджетных средствах и планировать их использование.

Комбинирование консолидированного и детализированного учета позволяет создать более полную и всестороннюю картину финансовой деятельности бюджетных учреждений. Это помогает повысить прозрачность и эффективность управления бюджетными средствами, а также обеспечить доверие со стороны граждан и инвесторов.

Единый бюджетный план счетов бухучета 2023-2024

  1. Первый раздел посвящен нефинансовым активам. К ним относят ОС, НМА, непроизведенные активы, вложения в предметы лизинга и т.д.
  2. Второй раздел характеризует финансовые активы. Эти счета предусмотрены для отражения присутствия и перемещения ликвидных средств, денежных вложений, выданных авансов и остальных расчетов с должниками бюджетных учреждений.
  3. Третий раздел «Обязательства» раскрывает, какие у организации имеются долги перед кредиторами и бюджетом.
  4. Четвертый раздел посвящен финансовому результату. Счета этого раздела специализированы для представления итогов финансовой деятельности.
  5. Счета пятого раздела «Санкционирование расходов» необходимы для объединения данных о процессе выполнения бюджетным учреждением указаний, в том числе по принятию и (или) реализации учреждением обязанностей на данный финансовый год.
Читайте также:  Переход на УПД в середине года изменение в учетной политике

Бюджетное учреждение имеет полномочие на основании тезисов Инструкции по использованию Плана счетов для государственных организаций вовлекать вспомогательные аналитические коды счетов, которые обеспечивают создание в бухгалтерском учете дополнительных данных, требуемых различными пользователями бухгалтерской отчетности этих учреждений.

Счета — это группировка сведений об определенных объектах бухучета, которая происходит на основании использования принципа двойной записи (то есть данные одновременно фиксируются по дебету первого счета и кредиту другого).

Если на счете показывается имущество предприятия, то он называется активным. Это счета для отражения основных средств, материалов, денежных средств, товаров, готовой продукции, расходов и т. д.

Для такого типа счетов характерно следующее: остаток средств показывается по дебету (актив), прирост происходит по дебету, снижение по кредиту счета, итоговый остаток считается путем сложения остатка на начало и оборота по дебету счета и вычитанием из их суммы кредитового оборота.

Пассивные счета необходимы для фиксирования сведений по источникам создания средств предприятия. Это счета учета уставного, резервного и добавочного капитала и т. д. а также займов.

Для этих счетов характерно следующее: остаток показывается по кредиту, прирост происходит по кредиту, а снижение по дебету счета, итоговый остаток рассчитывается путем вычитания из суммы начального остатка и кредитового оборота движения по дебету счета.

Кроме этого также используются активно-пассивные счета, они дополнительно могут делиться на:

  • Счета, где остаток может находиться как по кредиту, так и по дебету счета сразу. Это в обычно счета отражения расчетов с поставщиками, покупателями, персоналом, бюджетом и т. д.
  • Счета, где остаток может только активным или только пассивным. В первую очередь к ним относятся счета учета финансовых результатов.

План счетов выступает в роли упорядоченного списка счетов, принятых в бухгалтерском учете и объединенных в зависимости от цели учета.

Единый План счетов и Инструкция к нему, утвержденные указом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н, регламентируют учет в государственных организациях.

Такие образования подразделяются на:

Наука, образование, здравоохранение и прочие государственно-важные отрасли являются направлениями деятельности бюджетных организаций. В форме бюджетных институтов также могут быть учреждены государственные фонды поддержки научной и инновационной деятельности. (пункт1 статья 15.1 Закона от 23 августа 1996 № 127-ФЗ).

ПС используется учреждениями с 2011 года. На его основе организации формируют собственный рабочий документ, основанный на Плане счетов. В нем находят отражение исключительно те синтетические счета, которые свойственны получателю бюджетных денег.

Бюджетное учреждение имеет полномочие на основании тезисов Инструкции по использованию Плана счетов для государственных организаций вовлекать вспомогательные аналитические коды счетов, которые обеспечивают создание в бухгалтерском учете дополнительных данных, требуемых различными пользователями бухгалтерской отчетности этих учреждений.

Инструкция 174н с изменениями на 2024 год — изменения в плане счетов (счет 208)

Важно! С 1 января 2024 года в подстатье 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ должны быть отражены затраты на уплату налогов (которые можно включать в состав расходов), государственные пошлины и сборы, различные платежи в бюджеты всех уровней. Счет 208 91 000 называется сейчас «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пошлин и сборов».

В счет 208 00 000 также введены новые счета аналитического учета:

Счет Подстатья КОСГУ
С 1 января 2024 года
0 208 93 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате штрафов за нарушение условий контрактов (договоров)» 293
0 208 95 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате других экономических санкций» 295
0 208 96 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных расходов» 296
С 1 января 2024 года
0 208 27 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате страхования» 227
0 208 28 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг, работ для целей капитальных вложений» 228
0 208 29 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате арендной платы за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» 229


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *