Как оформить самозахват земли в собственность в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить самозахват земли в собственность в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Земля – это недвижимое имущество, поэтому пользоваться ею и владеть можно после того, как будет оформлено право собственности. Об этом сказано в Земельном кодексе. Поэтому пока не будут определены точные границы надела, пока не будет зарегистрировано право и документы об этом не будут на руках у владельца, любые действия с участком считают незаконными.

Алгоритм оформления прирезки земли

Специфика прирезки земли в Москве и Новой Москве — необходимость оформления проекта межевания территории (ПМТ). Этот проект с вас потребуют в департаменте городского имущества, куда вы придете с заявлением о прирезке. Чтобы ускорить процесс, идите в департамент сразу со схемой прирезки — ее можно начертить с помощью публичной кадастровой карты, обрисовав контур прирезаемого участка вместе с координатами. На основании заявления и схемы в департаменте вам выдадут распоряжение на разработку ПМТ. С этим распоряжением можно обратиться в БТИ, Мосархитерктуру или к нам — мы тоже делаем ПМТ. Почему департаменту недостаточно вашей схемы? Потому что при разработке проекта межевания учитывается не только ваш и прирезаемый участок, но и соседние территории.

Разработанный ПМТ согласовывается с Москомархитектурой и если у Комитета по архитектуре и градостроительству по проекту есть замечания, они устраняются. После этого ПМТ снова отправляется на согласование. Когда проект проходит согласование без замечаний, он передается на публичные слушания, где его должны утвердить. На последнем этапе вы снова обращаетесь в департамент городского имущества с согласованным и рассмотренным всеми инстанциями ПТМ, и департамент выпускает распоряжение об утверждении проекта межевания территории.

В каком случае земля может быть выкуплена?

Узаконивание увеличения земли может производиться только в том случае, если выбранный участок не находится в частном владении: им не обладает частное лицо, он не относится к территориям парка, заказника или заповедника. Перед подачей заявления необходимо удостовериться, что больше никто на эту территорию не претендует.

Что касается государственных земель, то их выкуп строго регламентируется Земельным Кодексом РФ. Если участок имеет какое-либо стратегическое значение либо заранее оговорен ее отвод под коммерческую деятельность одной из организаций, присоединить его не представляется возможным. Проверить актуальную информацию нужно на интернет-ресурсах либо подать заявку в органы местного самоуправления.

Важное уточнение: если оплата участка производится за счет муниципальных земель, транзакция его увеличения потребует уплаты соответствующего налога в местный бюджет. Его сумма, а также выделяемые сроки на внесение средств будут оговорены во время подачи заявления.

Через какое время нужно платить?

Чтобы узнать стоимость легализации, необходимо обратиться к 28 и 39 статье Земельного Кодекса. Есть ряд ситуаций, в которых прирезка может быть оформлена абсолютно бесплатно:

  • собственник обладает основной территорией более чем 5 лет, имея все разрешения и регистрацию в кадастре;
  • религиозная организация претендует на участок муниципальной земли;
  • многодетная семья планирует увеличение загородного участка;
  • отдельные физические лица, список которых регламентируется законодательством РФ, например, ветераны.

В среднем срок рассмотрения и легализации обновленных границ занимает не более двух месяцев. Если неправильно оформить документы, время на работу с заявкой увеличивается до полугода.

В случае если был произведен самозахват земли, ответственность в обязательном порядке несет собственник, на которого была подана жалоба, либо его доверенные лица, совершившие незаконное увеличение территории. Форма наказания регламентируется Земельным Кодексом.

Вот этим новым законом № 404-ФЗ внесены изменения в закон, которые описывают лишь часть «дачной амнистии». В нашем случае закон № 404-ФЗ от 08.12.2020г. внес изменения лишь в Федеральный Закон от 13.07.2015г. № 218-ФЗ, а именно в часть 12 статьи 70. И теперь эта часть звучит так:

До 1 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства (только тот ЛПХ, который находится в границах населенного пункта), и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана (его готовит кадастровый инженер) и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости.

В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона.

Читайте также:  Выслуга лет учителям в 2024 году оплата труда

При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»».

Пожаловаться на самозахват земли общего пользования можно в Росреестр. Для этого нужно подать заявление, которое станет основанием для проверки участка. Расследование проводят государственные федеральные инспекторы, специализирующиеся на использовании и охране земельных участков.

Если сосед незаконно использует участок общего пользования и это нарушает ваши права, можно также обратиться в прокуратуру. В заявлении следует попросить проверить законность изменения границ и площади земельного участка соседа, привлечь его к ответственности и обязать администрацию населенного пункта выдать предписание о сносе самовольной постройки.

В случае если сосед захватил участок улицы и не дает проезжать по нему другим жильцам, наносит им имущественный ущерб или угрожает чем-либо, можно написать заявление в полицию.

Прирезка земельного участка

Данная процедура позволяет увеличить площадь земельного участка за счет прирезки к нему прилегающей территории. В земельном кодексе эта процедура называется – перераспределением земли.

В результате данной процедуры вместо старого участка должен появиться новый, больший по площади. Другими словами, старый земельный надел перестает существовать, вместо него появляется новый.

Для проведения процедуры перераспределения участок должен находиться в собственности. В противном случае в увеличении территории будет отказано.

Перераспределение может быть двух видов:

  1. Перераспределение государственных или муниципальных земель между друг другом.
  2. Перераспределение государственных или муниципальных участок и частных территорий.

Для увеличения частного участка пользуются вторым вариантом.

Основы землепользования

Принципы и основные нормы использования земельных наделов определены Земельным кодексом Российской Федерации. Их главные постулаты перечислены в ст. 1:

  • значимость земли как основного компонента жизнедеятельности;
  • приоритет ее защиты в качестве важнейшего элемента окружающей среды и средства производства;
  • главенство охраны жизни и здоровья человека;
  • единообразие судьбы участков и связанных с ними объектов;
  • платность использования;
  • право на участие общественных и религиозных организаций, а также отдельных граждан в решении вопросов, касающихся реализации их прав на землю;
  • главенство сохранения особо ценных земель и охраняемых территорий;
  • деление по целевому назначению на категории;
  • равное соблюдение законных интересов граждан и общества.

Ознакомьтесь подробнее с принципами, на которых основано землепользование в РФ.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

  1. Заказчик имеет право:
    1. Получать полную и достоверную информацию о ходе оказания юридических услуг.
    2. Отказаться от услуг Исполнителя по подготовке документа, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня после оплаты услуг и при условии уплаты вознаграждения за фактически оказанные услуги. Если на момент получения от Заказчика заявления об отказе от услуг Исполнитель подготовил документ (Результат оказания услуг), Заказчик не вправе отказаться от услуг.
    3. Отказаться от услуг Исполнителя по проведению устной консультации, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня до даты консультации.
  2. Заказчик обязан:
    1. Принять условия настоящей публичной оферты и строго выполнять все требования, изложенные в настоящей Оферте.
    2. Оплатить стоимость юридических услуг в сроки, установленные в настоящей Оферте.
    3. Предоставить Исполнителю полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также необходимые копии документов при заполнении Онлайн-заказа юридических услуг, а также по запросу Исполнителя.
    4. Без промедления принять от Исполнителя оказанные услуги в соответствии с настоящей Офертой.
  3. Исполнитель имеет право:
    1. Запрашивать у Заказчика дополнительные сведения и документы, необходимые для оказания юридических услуг.
    2. Не преступать к оказанию юридических услуг в случаях:
      • неоплаты Заказчиком стоимости юридических услуг Исполнителю в полном объеме в соответствии с пп. 5.2 — 5.4 настоящей Оферты;
      • если Заказчик не представил или не в полном объёме представил сведения и документы, необходимые для оказания услуг.
    3. Приостанавливать срок оказания Юридических услуг соразмерно времени, в течение которого Заказчиком будут представлены дополнительные сведения и документы в соответствии с п. 6.2.3. настоящей Оферты. При этом срок оказания юридических услуг продлевается на время предоставления Заказчиком дополнительной, необходимой Исполнителю информации (документов, сведений).
    4. В любой момент изменять Прайс-лист и условия настоящей Оферты в одностороннем порядке без предварительного согласования с Заказчиком, обеспечивая при этом публикацию измененных условий на официальном Веб-сайте Исполнителя.
    5. При невозможности оказания услуг расторгнуть в одностороннем порядке в любой момент настоящий Договор, уведомив об этом Заказчика по электронной почте. Договор считается расторгнутым с момента направления Исполнителем уведомления о расторжении. В данном случае Исполнитель возвращает Заказчику полученные в счет оплаты услуг денежные средства в течение 3 (трех) рабочих дней с момента предоставления Заказчиком полных банковских реквизитов. Заказчик не вправе требовать в данном случае компенсации убытков.
  4. Исполнитель обязан:
    1. Приступить к оказанию услуг после выполнения Заказчиком своих обязательств в соответствии с п. 4.4. настоящей Оферты;
    2. Предоставить Заказчику Результат оказания услуг в установленный срок.
    3. Оказать юридические услуги надлежащего качества, соответствующие требованиям законодательства РФ, как лично, так и с привлечением третьих лиц.
    4. В случае возникновения непредвиденных задержек при оказании юридических услуг, в том числе по обстоятельствам от него не зависящих, информировать Заказчика любым доступным путем о причинах возникновения задержек не позднее 3 (трёх) дней с момента их возникновения, а также высказывать свои предложения Заказчику по их возможному устранению и срокам оказания юридических услуг.
    5. Не распространять полученную от Заказчика информацию, затрагивающую интересы Заказчика, в ходе исполнения своих обязательств в соответствии с настоящей офертой, согласно действующему законодательству.
  5. Исполнитель не несет обязательств по наличию и качеству доступа Заказчика в сеть «Интернет», наличию и качеству соответствующего оборудования и необходимого программного обеспечения для доступа в сеть «Интернет». Исполнитель не несет ответственность за любые сбои или иные проблемы компьютерных систем, серверов или провайдеров, компьютерного или телефонного оборудования, программного обеспечения, сбоев электронной почты или скриптов (программ) по каким-либо причинам, которые могут привести к задержкам при оказании Услуг Заказчику.
Читайте также:  Что в РФ дают за рождение третьего ребёнка в 2024 году

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

  1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
  2. Исполнитель ни при каких обстоятельствах не несет никакой ответственности по настоящему Договору за:
    • какие-либо действия/бездействие, являющиеся прямым или косвенным результатом действий/бездействия каких-либо третьих сторон;
    • какие-либо косвенные убытки и/или упущенную выгоду Заказчика и/или третьих сторон вне зависимости от того, мог Исполнитель предвидеть возможность таких убытков или нет;
    • использование (невозможность использования) и какие бы то ни было последствия использования (невозможности использования) Заказчиком заказанных документов или шаблонов документов.
  3. Совокупная ответственность Исполнителя по настоящему Договору, по любому иску или претензии в отношении настоящего Договора или его исполнения, ограничивается суммой платежа, уплаченного Исполнителю Заказчиком по настоящему Договору.
  4. Исполнитель, надлежащим образом исполнивший свои обязательства, не несет ответственность за решения, принимаемые судом, иными государственными органами и должностными лицами, и не может нести ответственности за результат.

Под самовольным занятием земельного надела в стране подразумевают действия, способные подтвердить использование определенного надела по факту. В таком случае отсутствует решение органов власти, местной администрации, согласно которому надел передается в собственность, аренду либо оформляется бессрочное постоянное пользование земельным участком.

Рассматриваемое понятие имеет тонкую границу с таким явлением, как «землеотвод», что значит выделение определенной части территории, которая имеет четко установленные координаты и границы. В ситуации, когда имеется этот отвод человек, имеет возможность перейти к процедуре оформления документации относительно надела и получить государственный акт установленной формы.

Стоит отметить, что на территории страны достаточно большое количество участков, на которых располагаются строения и объекты, не подтвержденные отводом.

Такие участки получают наименование самозахваченных территорий, что подпадает по нормы административного законодательства и влечет применение к нарушителю штрафных санкций.

Зачастую в качестве объекта захвата выступают наделы, которые относятся к бесхозным, при этом имеют смежные границы с участком лица, желающего занять их. В результате можно сказать, что захват имеет своей целью увеличение собственных территорий за счет незаконного установления новых границ.

В некоторых ситуациях человек не осознает того, что использует участок земли, который ему не принадлежит. Также случает и такое, что лицо использует меньший надел, чем ему принадлежит.

Как осуществляется незаконное завладение землей

Незаконное завладение земельными участками, или «самозахват», является проблемой, с которой сталкиваются многие люди. Незаконное заселение и использование занятых земель часто наносит значительный ущерб правомерным владельцам и государству. Рассмотрим суть и последствия таких незаконных действий, а также пути борьбы с ними.

Незаконное завладение земель осуществляется разными способами. Некоторые люди самостоятельно захватывают участки, заселяя их и начиная использовать, не имея на то никакого права. Другие используют коррупционные связи или злоупотребляют своим служебным положением, чтобы получить незаконную площадь земли. Кто-то просто желает расширить свою территорию за счет соседей.

Последствия незаконного завладения земель могут быть весьма серьезными. Правомерные владельцы лишаются своего имущества, они не могут возвращать свои земли и оказываются в безвыходном положении. Государство также страдает от потери налоговых доходов и проблем с правоприменением.

В связи с этим, важно разработать и соблюдать процедуры для предотвращения и пресечения незаконного завладения земель. Государство вводит санкции и ответственность за такие действия, инициирует судебные процессы против злоумышленников. Кроме того, проводятся меры по обнаружению и легализации незаконного занятого земельного участка.

Примеры практик борьбы с незаконным завладением земель есть в разных странах мира. Так, в России в 2024 году вступил в силу Федеральный закон о развитии автоматизированных систем государственных услуг по выявлению, регистрации и пресечению фактов самозахвата земельных участков. При помощи автоматизированных систем и специализированных органов власти происходит обнаружение и пресечение незаконных действий.

Читайте также:  Какой штраф за управление мопедом или скутером без прав в 2024?

В итоге, незаконное завладение землями является серьезной проблемой, которая несет вред как правомерным владельцам, так и государству. Но благодаря улучшению правопорядка, введению санкций и применению специализированных практик, эта проблема может быть решена и предотвращена в будущем.

Кто проверяет заброшенные участки

Бесхозные наделы выявляются при проверке государственными или муниципальными органами. В большинстве случаев они инициируют процедуру после обращения граждан: обычно всё начинается с соседей, которые пишут жалобы в местную администрацию или просто хотят выкупить участок. В первом случае причиной обращения становятся высокие заросли, сорняки или различные вредители: именно они мешают соседям нормально пользоваться своим наделом земли.

Если столкнулись с подобной проблемой, пишите жалобу в муниципалитет. Это позволит госоргану начать поиск собственника «заброшки» и предпринять какие-то меры. При бездействии не стоит надеяться, что местная администрация самостоятельно инициирует проверку. Как правило, инстанции не спешат заниматься такими вопросами, и многие участки на протяжении длительного времени остаются никому не нужными.

Как оформить участок с постройками

Помимо ситуаций с захватом земельных участков существуют примеры самовольной застройки таких земель. Вложив деньги в строительство, гражданин захочет оформить документы в соответствии с законом. Как это сделать?

Процесс этот называется оформлением самостроя и заключается в следующем:

  • сначала заказывается градостроительный план земельного участка;
  • на основе него делается схема планировочной организации участка;
  • после этого в отделе градостроительства и архитектуры запрашивается разрешение на строительство;
  • как только все готово, оформляется технический план;
  • теперь можно обратиться в ЕГРН и получить выписку.

При такой схеме могут и отказать, после чего решить проблему можно будет только через суд. В суд направляется исковое заявление с указанием причины отказа ЕГРН в оформлении права на собственность. Если самострой не узаконить, его придется снести. Предварительно нужно оформить право на пользование участком земли, где уже возведено строение. Если этого не сделать, все усилия будут напрасны, ведь даже суд не встанет на сторону истца. Все расходы в любом случае гражданин должен взять на себя.

Однозначно можно сказать, что оформление прирезок выгодно экономически, если участок земли принадлежит государству. Но захватывать землю, принадлежащую иному лицу чревато высокими штрафами и потерей лица.

Что такое излишки земли и как они могут появиться

Законодательно понятия «лишние сотки» или «прирезок» не устанавливается, но на практике так обычно обозначают разницу между официальной площадью участка и фактической, говорит член Ассоциации юристов России (АЮР) Коба Оржония. «Официально площадь участка может быть 6 соток, а по факту больше. То есть, собственник помимо своих 6 соток, прирезал еще лишние прилегающие сотки, не входящие в его участок», — поясняет эксперт.

  • Администрация выделила землю без межевания,
  • Межа была передвинута соседями по обоюдному согласию,
  • Межевание в отношении конкретного участка не проводилась, но участок стоит на кадастровом учете,
  • Земля была получена в советское время и четкие границы участка не были установлены,
  • Участок был куплен до вступления в силу нового Земельного Кодекса (до 30.10.2001 г.).

Узаконить эти излишки можно — но только если они не превышают определенной доли от имеющейся площади участка. В общем случае это 10%, но регионы могут устанавливать и свои нормы — их можно узнать в своем муниципалитете. Еще одно обязательное требование — прирезок должен находиться в муниципальной собственности.

Если эта земля частная или находится под обременением, присоединить ее не получится, уточнил Владимир Кузнецов.

Если излишки не оформлять, но пользоваться ими, это может считаться самозахватом земли (ст. 7.1 КоАП РФ). В таком случае к собственнику могут быть применены санкции, предупреждает Коба Оржония. Размер штрафа будет зависеть от кадастровой стоимости:

  • если кадастровая стоимость определена, штраф составит от 1 до 1,5% от ее размера, но не менее 5 тыс. руб.;
  • если не определена, сумма штрафа для физических лиц варьируется от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Ответственность за самозахват земельного участка

Если собственник надела считает, что участок был занят другим лицом самовольно и при этом ведет на нем сельскохозяйственную, коммерческую деятельность или возводит сооружения, то он имеет законные основания для того, чтобы потребовать:

  • Освобождение самовольно занятого земельного участка. Любые строения, которые были возведены на территории земли, по требованию владельца должны быть снесены и ликвидированы. При необходимости очистку проводят на основании судебного постановления.
  • Признание всех совершенных сделок, которые повлекли за собой манипуляции с землей, незаконными. Например, владелец может оспорить сдачу в аренду территории или сделку купли-продажи.
  • Компенсацию за осуществление коммерческой деятельности на земле, которая была захвачена лицом с целью ведения бизнеса, что повлекло за собой незаконное обогащение.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *