Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы по 24 статье Чернобыльского удостоверения в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как такового понятия «чернобыльской пенсии» не существует. Чернобыльцы получают свою пенсию в повышенном по сравнению с обычной пенсией размером либо как инвалиды, либо по старости лет. Пенсионный возраст чернобыльцев наступает раньше, чем у других категорий работников. На сколько именно – зависит от льготной категории и стажа.
Статус «чернобылец»: категории лиц, которым положены льготы
К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.
Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:
- Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
- Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
- Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
- Проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.
Всего есть 4 категории чернобыльцев:
- Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
-
Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
- с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
- с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
- в течение 1987 года — от 14 суток;
- те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
-
Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
- находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
- пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
- был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
- работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
- жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
- Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.
Права и льготы чернобыльцев
Перечень льгот, предоставляемым пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС лицам, может зависеть от оснований и причин причисления к категории чернобыльца. Так, на законодательном уровне разделяются такие причины присвоения этого статуса и получения чернобыльского удостоверения:
Стоит отметить, что ежегодно в связи с инфляцией валюты, пересмотром величины минимального прожиточного минимума, проводится также и индексация выплат, начисляемых чернобыльцам – таким образом сумма, которую они получают по каждой из статей будет увеличиваться.
- право на улучшение жилищных условий;
- получение места в детском саду для своего ребенка (являющегося внуком чернобыльца) вне очереди;
- получение скидок и льгот по оплате коммунальных услуг и квартплаты;
- возможность сохранения рабочего места в случае проведения сокращения на работе.
- Ежемесячно начисляемая выплата, которая на данный момент составляет 260 рублей и производится по категории «на оздоровление»;
- Компенсация переезда чернобыльца в случае наличия такой необходимости;
- Каждому члену семьи пострадавшего полагается пособие в размере 1120 рублей;
- Компенсация в денежном выражении, если в результате действия радиации гражданин понес ущерб, выраженный в потере с/х животных (их заражение), невозможности дальнейшего использования предметов быта; потраченного урожая при наличии с/х угодий, полной потери объекта недвижимости, на которое имеется право собственности.
- Выплату пособия в размере до 1200 рублей. Начисление такой суммы прекращается после 18 лет;
- Поступление в высшие учебные заведения по льготной категории;
- В том случае, если ребенок имеет инвалидность и находился на иждивении погибшего чернобыльца, ему положена выплата ежемесячного пособия в размере 20000 рублей;
- Получение компенсации на похороны чернобыльца, который являлся родителем ребенка.
Ошибка: Работодатель уменьшил величину пособий для женщин, проживающих на территориях, загрязненных после аварии на ЧАЭС, после вступления в силу изменений порядка выплат пособий по уходу за ребенком (с 1 июля 2024 года). Изменения коснулись всех сотрудниц, которые подали заявления на выплаты после 1 июля 2024 года и до этой даты.
- Компенсационная выплата детям-инвалидам, потерявшим кормильца (в размере 20 000 рублей).
- Компенсация расходов, понесенных в связи с необходимостью погребения чернобыльца.
- Возможность зачисления в государственное высшее учебное заведение детей чернобыльца вне конкурса.
Логика Конституционного Суда
Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.
Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Какие категории граждан вправе рассчитывать на льготы
Статус «чернобылец» присваивается гражданам, проживающим в непосредственной близости к ЧАЭС, работникам станции и ликвидаторам аварии. Оформить его вправе как взрослые, так и дети. При этом, действующее законодательство определяет выделяет четыре зоны риска, от которых напрямую зависит присвоение льготной категории:
- Зона отчуждения. Расположена вблизи с четвертым реактором, ставшим причиной аварии. Здесь запрещено проживание людей, ведение сельскохозяйственной и производственной деятельности.
- Зона отселения. В непосредственной близости к станции находится г. Припять, население которого было эвакуировано в срочном порядке, во избежания вреда здоровью.
- Зона с правом на отселение. Население отдаленных от электростанции поселков и сел, на свое усмотрение, вправе переселится в другую местность. Принудительное выселение не осуществлялось. Здесь постоянно проводится мониторинг уровня радиации.
- Зона с допустимым уровнем радиации. Местность, расположенная вдали от Чернобыля, в которой был повышен радиационный фон, однако он не угрожает здоровью населения. Переселение жителей здесь не предусмотрено, однако они все же имеют право получать льготы.
Размер льгот устанавливается в зависимости от длительности пребывания в указанных выше зонах. К примеру, на территории отселения необходимо было прожить не менее одного года, с правом на отселение – от трех лет, с допустимым уровнем радиации – четыре года.
Законодательная поддержка
Каждая льгота регулируется определенным документом. При оформлении преференции следует ознакомиться с основными положениями законов по выбранному вопросу.
Порядковый номер |
Преференция |
Нормативный акт |
1. | Обеспечение жилплощадью | · ст. 14,15,16,17,22 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г.
· закон № 175-ФЗ от 26.11.1998 г. · постановление №153 от 21.03.2006 г. |
2. | ЕДВ | закон № 1244-1 от 15.05.1991 г. |
3. | НСУ | закон № 178-ФЗ от 17.07.1999 г. |
4. | Социальные пособия | · закон № 1244-1 от 15.05.1991 г.
· постановление № 907 от 31.12.2004 г. |
5. | Соцльготы | закон № 1244-1 от 15.05.1991 г. |
6. | Компенсационные выплаты | · закон № 1244-1 от 15.05.1991 г.
· постановление № 907 от 31.12.2004 г. |
7. | Дополнительный отпуск | закон № 1244-1 от 15.05.1991 г. |
Правила оформления и получения
Социальная, материальная и финансовая помощь предоставляется автоматически после получения статуса «чернобыльца». Для получения соответствующего удостоверения необходимо обратиться либо в местные административные органы, либо в службы социальной защиты.
В большинстве случаев для оформления удостоверения потребуется:
- удостоверение личности;
- медицинские выписки в период с 1986 до 1991 года;
- удостоверение о переселении (предоставлялось всем эвакуированным);
- удостоверение, подтверждающего, что заявитель — родственник «ликвидатора»;
- удостоверение инвалида (с указанием категории и причины, по которой был предоставлен такой статус).
Итого, «чернобыльцы» и члены их семей получают мощную государственную поддержку. Это распространяется на всех граждан РФ, а также тех, которые получили вид на жительство. Предыдущее гражданство при этом не имеет значения.
Размер дотации определяется по каждому случаю индивидуально. При расчете эквивалента, которому будет равен сертификат во внимание принимаются следующие факторы:
- Нормы проживания, действующие в регионе заявителя;
- Среднерыночная стоимость квадратного метра жилой недвижимости, установленная в конкретном субъекте;
- Состав семьи;
- Наличие оснований, требующих предоставления дополнительной жилой площади (например, признание инвалидом).
По общему правилу, при определении нормы площади жилого помещения используют следующие стандарты:
- 33 кв. метра (в некоторых регионах – 36кв. метров) – на семью из одного человека;
- 42 кв. метра – на семью из двух человек;
- По 18 кв. метров – на семьи, насчитывающие более 3-х членов.
- При несоблюдении без уважительных причин носителем дотации сроков использования сертификата права на него могут быть утрачены;
- Истечение срока действия сертификата начинается со дня его выдачи претенденту уполномоченным органом;
- Сертификат, по которому исчерпан срок действия, не будет принят банком;
- После получения именного документа управомоченное лицо в течение вышеназванных сроков должно обратиться в кредитно-финансовую организацию для открытия специального счета, на который будет перечислена субсидия (деньги с него невозможно снять, все операции по сделкам проходят только в безналичной форме);
- Если дотация реализуется на покупку недвижимого объекта без привлечения заемных средств банка, то после оформления соглашения купли-продажи с продавцом и перерегистрации триады прав, новый собственник (чернобылец) должен представить правоустанавливающие документы на ознакомление кредитно-финансовой организации, выступающей эмитентом счета, чтобы последняя оформила заявку в уполномоченное государственное ведомство для перевода причитающейся суммы субсидии на счет носителя права;
- Законодательный регламент не вносит ограничений на использование собственных средств поверх субсидии, которых может не хватать ввиду большей стоимости подходящего жилого объекта;
- Договор купли-продажи недвижимого объекта жилфонда, приобретаемый за счет соответствующего жилищного сертификата, в обязательном порядке должен содержать сведения об использовании указанной дотации в счет погашения выкупной стоимости. При отсутствии в договоре сведений о субсидии, банк оставляет за собой право отказать в перечислении государственных бюджетных средств по сделке;
- Договор с банком, по которому был открыт счет, как правило, заключается на период действия жилищного сертификата, после истечения установленного периода он будет закрыт. В исключительных случаях срок существования счета продлевается, например, если кредитор/ведомство не исполнил (о) по собственной вине обязанность по своевременному перечислению средств на имя чернобыльца;
- Носитель сертификата может в заявительном порядке заменить ранее предоставленный документ, если он не был использован за отведенный период, при этом должны быть соблюдены следующие условия:
- Наличие уважительных причин;
- Предоставление документов, подтверждающих факт неиспользования дотации (справка из банка о закрытии счета и отсутствие по нему операций по перечислению средств).
Изменения в законодательстве о выплатах в 2024 году:
1. Увеличение размеров выплат:
Согласно новому законодательству, с 1 января 2024 года размеры выплат вдовам чернобыльцев будут увеличены. Теперь пособия будут начисляться в зависимости от прожиточного минимума в соответствующем регионе проживания вдовы.
Также предусмотрено, что размеры выплат будут пересматриваться и регулироваться каждый год с учетом инфляции и изменений прожиточного минимума. Это позволит вдовам чернобыльцев получать справедливые и достойные пособия.
2. Упрощение порядка назначения выплат:
В 2024 году также будет внесено ряд изменений в порядок назначения и выплаты пособий вдовам чернобыльцев. Одно из основных изменений заключается в упрощении процедуры оформления и предоставления необходимых документов.
Теперь вдовам не придется долго искать и собирать документы, подтверждающие статус чернобыльца своего супруга. Для назначения и выплаты пособий будет достаточно предоставить свидетельство о смерти чернобыльца и свидетельство о браке.
Это изменение позволит ускорить процесс выплаты пособий и облегчить ситуацию для вдов, которые потеряли своих мужей в результате чернобыльской катастрофы.
Таким образом, изменения в законодательстве о выплатах в 2024 году позволят увеличить размеры пособий и упростить процедуру их назначения для вдов чернобыльцев. Это поможет обеспечить материальную поддержку и достойные условия жизни для этих женщин, которые потеряли своих мужей из-за чернобыльской аварии.
Социальные выплаты Чернобыльцам включают следующие категории:
- Чернобыльские ликвидаторы;
- Лица, признанные пострадавшими от радиации;
- Инвалиды I и II группы вследствие катастрофы;
- Вынужденные переселенцы из зоны отчуждения;
- Супруги и несовершеннолетние дети погибших или умерших Чернобыльцев;
- Профессиональная реабилитация и обучение.
Размеры социальных выплат в 2024 году зависят от категории Чернобыльца. Например, суммы ежемесячных выплат для ликвидаторов составляют:
- Для ликвидаторов I категории — 3745 гривен;
- Для ликвидаторов II категории — 2877 гривен;
- Для ликвидаторов III категории — 2009 гривен.
Размеры социальных выплат могут быть изменены в зависимости от общей экономической ситуации в стране и принятых законодательных актов.
Правила оформления документов для получения выплат
Для получения социальных выплат Чернобыльцам в 2024 году необходимо правильно оформить документы. В случае неправильного оформления документов, выплаты могут быть сорваны или задержаны. Вот основные правила оформления документов:
- Предоставление документов, удостоверяющих статус Чернобыльца, например, удостоверения участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, свидетельства о регистрации пострадавшего от аварии на Чернобыльской АЭС, пенсионное удостоверение, удостоверение льготника, медицинскую документацию и т.д.
- Оформление заявления на получение социальных выплат, которое должно содержать полные и точные сведения о заявителе, его статусе Чернобыльца и данных для определения размера выплаты.
- Предоставление копий документов, подтверждающих право на получение социальных выплат, таких как свидетельства о регистрации пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, пенсионных свидетельств, медицинских заключений, документов о проживании в зоне Чернобыля и т.д. Копии документов должны быть заверены нотариально.
- Заполнение анкеты с указанием своих личных данных, включая ФИО, дату рождения, место жительства, контактный телефон и адрес электронной почты.
- Предоставление банковских реквизитов для перевода социальных выплат.
Важно помнить, что нужно добросовестно и своевременно предоставлять все необходимые документы. При возникновении вопросов или необходимости получения дополнительной информации, рекомендуется обратиться в организацию или учреждение, ответственное за выплаты.
Кому предназначаются льготы участникам ликвидации аварии на ЧАЭС
Претендовать на получение льгот, установленных Правительством в качестве компенсации за утраченное здоровье, могут следующие категории лиц:
Получатели льгот | Комментарий |
Граждане, которые участвовали в период с 1957 по 1958 год в мероприятиях по ликвидации последствий катастрофы на ПО «Маяк». | Также люди, кто в период с 1949 по 1956 год реабилитировал территории вдоль реки Теча, в которую были сброшены радиационных отходы, и проводил защитные мероприятия по предотвращению распространения загрязнений. |
Медицинский персонал (младший, средний), а также врачи и сотрудники медицинских учреждений, пострадавшие от облучения при оказании помощи жертвам радиации с 26.04 по 30.06 1986 года | Кроме медицинских работников, которые по характеру своей проф. деятельности постоянно работают с какими бы то ни было источниками радиационных излучений. |
Военнослужащие и военнообязанные граждане, трудившиеся на объекте «Укрытие» в период с 1988 по 1990 год | Включая призванных на военные сборы |
Рядовые органов внутренних дел и начальствующий состав ОВД, проходившие службу в зоне отчуждения | В период с 1986 по 1987 год |
Военнослужащие и военнообязанные, которые были призваны на сборы или по долгу службы привлеченные к участию в мероприятиях по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения | Сюда включаются также представители летно-подъемного и инженерно-технического состава авиации (вне зависимости от рода выполняемых работ и дислокации). |
Ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986-1987 гг.) в зоне отчуждения, участники мероприятий по эвакуации людей, с/х животных, ценностей | В том числе командированные и временно направленные в зону отчуждения лица. |
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос №1: Как доказать в учреждениях, в которых оформляются льготы ликвидаторам аварии на ЧАЭС, что заявитель относится к льготной категории лиц?
Ответ: Всем, кто принимал участие в ликвидации аварии на ЧАЭС и ПО «Маяк» выдавалось соответствующее удостоверение. Если оно было утрачено, необходимо обратиться в уполномоченный орган за дубликатом.
Вопрос №2: Полагаются ли льготы участникам ликвидации аварии на ЧАЭС в отношении их детей?
Ответ: Да, дети ликвидаторов аварий также могут претендовать на ряд льгот. К таковым относятся зачисление в ДОУ без очереди, путевки в оздоровительный детский лагерь, компенсацию питания в учебных и лечебных учреждениях.
С 1 апреля 2024 года вступили в силу значительные изменения в системе социальной защиты Чернобыльцев. Государство приняло решение о повышении льгот и дополнительной поддержке этой уязвимой категории граждан. Нововведения направлены на обеспечение более достойного уровня жизни Чернобыльцев и улучшение их социально-экономического положения.
Одно из главных изменений заключается в повышении размера ежемесячной выплаты пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. Теперь она составит 5000 рублей. Также было увеличено количество категорий граждан, имеющих право на эту выплату. Ранее льготу предоставляли только работники АЭС, ветераны ликвидации последствий аварии и определенные группы инвалидов. Однако с новыми изменениями расширен круг граждан, получающих данную выплату.
Какие изменения получат Чернобыльцы в 2024 году: подробности
В 2024 году Чернобыльцам будут внесены несколько изменений, которые позволят им получать больше выплат и иметь лучшую социальную поддержку. Они направлены на улучшение условий жизни и здравоохранения людей, которые пострадали от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Одно из главных изменений заключается в увеличении размера выплат Чернобыльцам. Согласно новому закону, выплаты будут увеличены в среднем на 30%. Таким образом, люди, имеющие статус пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, смогут получать больше денежной помощи для покрытия своих основных нужд.
Кроме того, изменения также коснутся условий медицинской помощи Чернобыльцам. Будут внесены дополнительные меры, чтобы обеспечить им доступ к качественной и бесплатной медицинской помощи. Будут открыты специализированные клиники и центры, где Чернобыльцы смогут получить квалифицированную медицинскую помощь, включая профилактику, диагностику и лечение различных заболеваний, связанных с последствиями радиационного воздействия.
Другим важным изменением является расширение социального обслуживания Чернобыльцам. Будут созданы центры социального обслуживания, где люди смогут получить консультацию и помощь в решении различных проблем, связанных с жизнью после катастрофы. В этих центрах им предоставят информацию о правах и льготах, а также помогут в оформлении документов для получения социальных выплат и услуг.
Ожидается, что все эти изменения помогут улучшить качество жизни Чернобыльцев и облегчить их тяжелое положение. Они позволят им получать больше помощи и поддержки, а также иметь доступ к качественной медицинской помощи и социальным услугам. Все это способствует улучшению общего благополучия и здоровья Чернобыльцев, а также созданию более справедливого и солидарного общества.
В свете предстоящих выборов в 2024 году, Чернобыльцы надеются на изменения в политике государства в отношении льгот для пострадавших от Чернобыльской катастрофы. Многие из пострадавших в течение 34 лет боролись за свои права, требуя справедливых компенсаций и льготных условий жизни.
Сложная экономическая и политическая ситуация на сегодняшний день оказывает негативное влияние на положение Чернобыльцев. Однако, учитывая важность проблемы и растущую общественную поддержку, есть надежда на положительные изменения в ближайшие годы.
Продолжение борьбы за справедливость
Чернобыльцы и их организации активно взаимодействуют с правительством и общественностью, продолжая упорно бороться за свои права и льготы. Они проводят митинги, пишут письма, инициируют законопроекты и публично говорят о своих проблемах. Большое внимание также уделяется работы с общественностью, чтобы привлечь внимание общества к их проблемам и создать солидарность.
Политическая реакция
Кандидаты и политические партии, выдвигая свои предвыборные программы, понимают важность поддержки Чернобыльцев и их прав на компенсации и льготы. Программы, адресованные пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, становятся частью предвыборных обещаний и значительно влияют на выборы. Направление политики в отношении Чернобыльцев и их потребностей зависит от выборов и их результатов.
Ожидания от новых лидеров
Возможная смена власти может привести к изменениям в политике по отношению к Чернобыльцам. Новые лидеры могут привнести новые идеи и подходы к решению проблем, с которыми сталкиваются пострадавшие от катастрофы. Чернобыльцы надеются на внимание, понимание и солидарность со стороны будущих правительственных структур и политических лидеров.