Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изъять у собственника земли под проездами на территории днт в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы земельный объект мог быть изъят на легальном основании, должен выноситься распорядительный акт властных органов или судебное решение. Иные документы, в том числе различных государственных служб и ведомств не могут стать причиной для принудительного лишения собственника его имущества.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
- Заказчик имеет право:
- Получать полную и достоверную информацию о ходе оказания юридических услуг.
- Отказаться от услуг Исполнителя по подготовке документа, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня после оплаты услуг и при условии уплаты вознаграждения за фактически оказанные услуги. Если на момент получения от Заказчика заявления об отказе от услуг Исполнитель подготовил документ (Результат оказания услуг), Заказчик не вправе отказаться от услуг.
- Отказаться от услуг Исполнителя по проведению устной консультации, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня до даты консультации.
- Заказчик обязан:
- Принять условия настоящей публичной оферты и строго выполнять все требования, изложенные в настоящей Оферте.
- Оплатить стоимость юридических услуг в сроки, установленные в настоящей Оферте.
- Предоставить Исполнителю полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также необходимые копии документов при заполнении Онлайн-заказа юридических услуг, а также по запросу Исполнителя.
- Без промедления принять от Исполнителя оказанные услуги в соответствии с настоящей Офертой.
- Исполнитель имеет право:
- Запрашивать у Заказчика дополнительные сведения и документы, необходимые для оказания юридических услуг.
- Не преступать к оказанию юридических услуг в случаях:
- неоплаты Заказчиком стоимости юридических услуг Исполнителю в полном объеме в соответствии с пп. 5.2 — 5.4 настоящей Оферты;
- если Заказчик не представил или не в полном объёме представил сведения и документы, необходимые для оказания услуг.
- Приостанавливать срок оказания Юридических услуг соразмерно времени, в течение которого Заказчиком будут представлены дополнительные сведения и документы в соответствии с п. 6.2.3. настоящей Оферты. При этом срок оказания юридических услуг продлевается на время предоставления Заказчиком дополнительной, необходимой Исполнителю информации (документов, сведений).
- В любой момент изменять Прайс-лист и условия настоящей Оферты в одностороннем порядке без предварительного согласования с Заказчиком, обеспечивая при этом публикацию измененных условий на официальном Веб-сайте Исполнителя.
- При невозможности оказания услуг расторгнуть в одностороннем порядке в любой момент настоящий Договор, уведомив об этом Заказчика по электронной почте. Договор считается расторгнутым с момента направления Исполнителем уведомления о расторжении. В данном случае Исполнитель возвращает Заказчику полученные в счет оплаты услуг денежные средства в течение 3 (трех) рабочих дней с момента предоставления Заказчиком полных банковских реквизитов. Заказчик не вправе требовать в данном случае компенсации убытков.
- Исполнитель обязан:
- Приступить к оказанию услуг после выполнения Заказчиком своих обязательств в соответствии с п. 4.4. настоящей Оферты;
- Предоставить Заказчику Результат оказания услуг в установленный срок.
- Оказать юридические услуги надлежащего качества, соответствующие требованиям законодательства РФ, как лично, так и с привлечением третьих лиц.
- В случае возникновения непредвиденных задержек при оказании юридических услуг, в том числе по обстоятельствам от него не зависящих, информировать Заказчика любым доступным путем о причинах возникновения задержек не позднее 3 (трёх) дней с момента их возникновения, а также высказывать свои предложения Заказчику по их возможному устранению и срокам оказания юридических услуг.
- Не распространять полученную от Заказчика информацию, затрагивающую интересы Заказчика, в ходе исполнения своих обязательств в соответствии с настоящей офертой, согласно действующему законодательству.
- Исполнитель не несет обязательств по наличию и качеству доступа Заказчика в сеть «Интернет», наличию и качеству соответствующего оборудования и необходимого программного обеспечения для доступа в сеть «Интернет». Исполнитель не несет ответственность за любые сбои или иные проблемы компьютерных систем, серверов или провайдеров, компьютерного или телефонного оборудования, программного обеспечения, сбоев электронной почты или скриптов (программ) по каким-либо причинам, которые могут привести к задержкам при оказании Услуг Заказчику.
- При наступлении обстоятельств непреодолимой силы, которые сторона по настоящему Договору оферты не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами, срок исполнения обязательств в соответствии с настоящим Договором отодвигается соразмерно времени, в течение которого продолжают действовать такие обстоятельства, без возмещения каких-либо убытков. К таким событиям чрезвычайного характера, в частности, относятся: наводнения, пожар, землетрясение, взрыв, шторм, оседание почвы, иные явления природы, эпидемия, пандемия, а также война или военные действия, террористические акты; перепады напряжения в электросети и иные обстоятельства, приведшие к выходу из строя технических средств какой-либо из сторон.
- Сторона, для которой создалась ситуация, при которой стало невозможно исполнять свои обязательства из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы, обязана о наступлении, предположительном сроке действия и прекращения этих обстоятельств незамедлительно (но не позднее 5 (пяти) рабочих дней) уведомить в письменной форме другую сторону.
- В случае спора о времени наступления, сроках действия и окончания обстоятельств непреодолимой силы заключение компетентного органа в месте нахождения соответствующей Стороны будет являться надлежащим и достаточным подтверждением начала, срока действия и окончания указанных обстоятельств.
- Неуведомление или несвоевременное уведомление стороны о начале действия обстоятельств непреодолимой силы лишает ее в дальнейшем права ссылаться на них как на основание, освобождающее от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему Договору.
- Если обстоятельства непреодолимой силы и/или их последствия продолжают действовать более 30 (тридцати) календарных дней подряд, то Договор, заключенный на условиях настоящей Оферты, может быть расторгнут по инициативе любой из сторон путем направления в адрес другой стороны письменного уведомления.
В чём суть ужесточения закона?
До сих пор процесс отчуждения земельного участка был довольно сложной задачей. Комиссия в рамках федерального земельного надзора (контроля) проводила проверку, «устанавливала факт неиспользования земли» и должна была подтверждать этот факт в течение следующих трёх лет.
Если за три года собственник земли так и не приложил усилий, чтобы нарушение устранить (выкорчевать кустарники, избавиться от многолетних сорняков), орган надзора мог обратиться в суд и прекратить право собственности нерадивого хозяина на указанный участок.
На деле изъять «запущенную» сельхозземлю оказалось непросто: за три года владелец мог продать участок, изменить его категорию, начать процедуру банкротства, снять участок с кадастрового учёта.
Обязательный трёхлетний период ожидания перед обращением в суд приводил к тому, что земля оставалась без дела шесть и более лет.
Минсельхоз намерен устранить эти бюрократические препоны: органам исполнительной власти позволят обращаться в суд сразу, как только будет установлен факт неиспользования земли.
Когда участок можно считать бесхозным
Если земельный участок явно выглядит заброшенным, а на его территории стоит полуразвалившийся дом, — это ещё не значит, что недвижимость никому не принадлежит. У собственников могут быть разные обстоятельства и причины не пользоваться своим имуществом. Бывает так, что владелец умирает, а наследников не остаётся или они не планируют пользоваться участком.
Также нередки ситуации, когда собственник переезжает в мегаполис на постоянное место жительства, а недвижимость в глухой деревне становится просто ненужной. Со временем постройки разрушаются, а участки зарастают густой травой и кустарниками. Конечно, продать такое имущество достаточно проблематично, поэтому многие частные территории просто забрасываются.
Бесхозные земельные участки вызывают особенный интерес, когда земля в этой местности начинает дорожать. Приобрести пустующие наделы стремятся и соседи. Так или иначе, завладеть ими нелегко и всегда рискованно. Нужно потратить немало времени, усилий и средств, чтобы законно оформить заброшенный участок в собственность — особенно в случаях, когда найти владельца не удалось. Нужно понимать — если даже вы зарегистрируете землю на себя, в любой момент старый хозяин может объявиться и заявить о своих правах.
Самый простой способ получить пустующий надел — это всерьёз заняться поиском собственника и выкупить его недвижимость. В таких ситуациях вы можете не переживать, что участок вернётся прежнему хозяину (конечно, это касается тех случаев, когда сделка прошла по всем требованиям действующего законодательства). Если даже председатель СНТ предлагает выкупить соседний заброшенный надел, не спешите соглашаться: даже у такого должностного лица нет прав самостоятельно распоряжаться землёй товарищества.
Исковое заявление и документы
Иск может быть составлен отдельно по умершим гражданам и по живым дольщикам. Документы по умершим гражданам запрашиваются в органах ЗАГСа или у нотариуса.
Примерное составление иска в 2024 году:
В районный суд (город, область)
Истец: Администрация муниципального образования (название, адрес)
Ответчик: Территориальное управление по управлению государственным имуществом (город, область)
Третьи лица:
Управление государственной регистрации, кадастра и картографии (адрес)
Департамент имущественных и земельных отношений (адрес)
Исковое заявление
Органом местного самоуправления (наименование) было принято постановление (название нормативного правового акта, номер и дата), в соответствии с которым на правах общей долевой собственности членам коллектива был предоставлен земельный участок, площадью (га) для использования в сельскохозяйственном производстве (адрес). На основании постановления (ФИО владельца) было выдано свидетельство о праве собственности на земельную долю общей площадью (га) без выдела в натуре в праве общей долевой собственности на земельный пай (адрес).
Согласно 5 п. ст. 79 ЗК РФ, использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется ФЗ N 101. Положениями Закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.
В соответствии со ст. 12.1 невостребованной долей может быть признана земля, принадлежащая лицу, которое не передало этот пай в аренду или не распоряжалось им в течение 3 и более лет. Органы местного самоуправления по месту расположения земельного участка имеют право обратиться в суд с требованием о признании права муниципалитета на участки земли, признанные невостребованными (основания, по которым земля признана невостребованной). В силу положений ст. 12.1, указанные обстоятельства дают возможность признать принадлежащий (ФИО владельца) земельный участок невостребованным.
Истцом был составлен список граждан, земельные паи которых могут быть признаны невостребованными. Перечень опубликован в СМИ (наименование и дата), размещен на официальном сайте истца и на информационных щитах муниципалитета. Возражений относительно включения земельного пая (ФИО владельца) не поступило. Кроме списка земельных участков, в газете было опубликовано объявление о проведении общего собрания участников, на котором был утвержден список невостребованных наделов.
Истцом были соблюдены все процедуры для признания земельного пая невостребованным, и он вправе просить признать за ним право муниципальной собственности на указанный участок земли.
Руководствуясь ст. 12.1 Федерального закона N 101-ФЗ, ст. 131 и 132 ГПК Российской Федерации, прошу:
1) Прекратить право собственности (ФИО и дата рождения владельца) на земельную долю площадью (га) в праве общей долевой собственности на земельный пай (кадастровый номер), площадью (га), расположенный по адресу (указать).
2) Признать право муниципалитета (наименование) на невостребованный земельный участок, площадью (га), принадлежавший (ФИО владельца), в праве общей долевой собственности на земельный пай (кадастровый номер), площадью (га), расположенный по адресу (указать).
Вред окружающей среде
Если владелец участка своим действием или бездействием вредит окружающей среде, руководство СНТ или даже соседи могут воздействовать на него.
Чаще всего проблемой становится нецелевое использование (разведение животных, ведение бизнеса, мойка машин на участке, и так далее) или скопление мусора на участке. Да, импровизированная свалка может являться основанием для изъятия участка, так как в этом случае одновременно есть опасность для окружающих, и нецелевое использование, и запущенность земли (если свалка становится в какой-то момент стихийной).
Важно! Если у вас есть участок, на который вы просто свозите ненужные вещи, но не вкладываетесь в его развитие и не поддерживаете хотя бы видимость порядка, активные соседи могут проявить инициативу и обратиться в органы местного самоуправления. Сначала придется заплатить штраф, а потом, возможно, и расстаться со своей собственностью. Поэтому такие ситуации лучше не допускать.
Что необходимо предпринять, если вы узнали о планируемом изъятии земельного участка под дорогу
Правообладателю планируемого к изъятию в связи со строительством дороги участка целесообразно предпринять следующие действия:
- проанализировать изъятие на предмет законности (в рамках данного действия можно выявить основания для оспаривания документации по планировке территории и (или) решения об изъятии)
- провести собственную оценку рыночной стоимости подлежащего изъятию земельного участка и расположенных на нем зданий (составить досудебные отчеты об оценке)
- рассчитать убытки в связи с изъятием (в том числе упущенную выгоду) и подготовить их документальное обоснование (заключить хозяйственные договоры с формально не аффилированными партнерами)
- озаботиться регистрацией прав на проблемные объекты при их наличии (в том числе, если изымаемая земля находится в аренде, обеспечить наличие долгосрочного договора аренды земельного участка)
- провести переговоры с уполномоченным органом относительно суммы возмещения в связи с изъятием и в случае недостижения соглашения, оспорить предлагаемый им расчет в судебном порядке
Что делать после принятия решения об отчуждении имущества?
Уполномоченные органы должны разместить информацию в СМИ и на собственном сайте, а также направить копии решений собственнику участка и организации, ходатайствующей об отчуждении участка в течение 10 дней с момента принятия решения. После этого начинается подготовка соответствующего договора, в котором будут указаны условия, на которых пройдет процедура. Типовой договор содержит следующую информацию:
- данные о сторонах соглашения;
- кадастровые номера реквизируемых участков;
- цель изъятия;
- основания отчуждения;
- срок выполнения условий соглашения;
- размер и порядок выплаты компенсации.
Основания для изъятия
Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.
В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2024 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:
- если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
- при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
- при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
- в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
- при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
- в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).
Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:
- автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
- системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
- относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
- оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
- относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.
Что такое излишки земли и как они могут появиться
Законодательно понятия «лишние сотки» или «прирезок» не устанавливается, но на практике так обычно обозначают разницу между официальной площадью участка и фактической, говорит член Ассоциации юристов России (АЮР) Коба Оржония. «Официально площадь участка может быть 6 соток, а по факту больше. То есть, собственник помимо своих 6 соток, прирезал еще лишние прилегающие сотки, не входящие в его участок», — поясняет эксперт.
- Администрация выделила землю без межевания,
- Межа была передвинута соседями по обоюдному согласию,
- Межевание в отношении конкретного участка не проводилась, но участок стоит на кадастровом учете,
- Земля была получена в советское время и четкие границы участка не были установлены,
- Участок был куплен до вступления в силу нового Земельного Кодекса (до 30.10.2001 г.).
Узаконить эти излишки можно — но только если они не превышают определенной доли от имеющейся площади участка. В общем случае это 10%, но регионы могут устанавливать и свои нормы — их можно узнать в своем муниципалитете. Еще одно обязательное требование — прирезок должен находиться в муниципальной собственности.
Если эта земля частная или находится под обременением, присоединить ее не получится, уточнил Владимир Кузнецов.
Если излишки не оформлять, но пользоваться ими, это может считаться самозахватом земли (ст. 7.1 КоАП РФ). В таком случае к собственнику могут быть применены санкции, предупреждает Коба Оржония. Размер штрафа будет зависеть от кадастровой стоимости:
- если кадастровая стоимость определена, штраф составит от 1 до 1,5% от ее размера, но не менее 5 тыс. руб.;
- если не определена, сумма штрафа для физических лиц варьируется от 5 тыс. до 10 тыс. руб.
Право собственности на земельный участок
Главное условие, когда земельный участок может быть признан самовольно захваченным — отсутствие у гражданина правоустанавливающих документов. Иными словами, если человек использует территорию, но не может представить документы, где будет указано его право на недвижимое имущество, то он может быть привлечен к ответственности.
Земельный кодекс РФ предусматривает несколько видов прав на земельный участок:
- Право собственности землей. Это закрепленная за собственником возможность на законных основаниях владеть, использовать и распоряжаться земельным участком с учетом своих собственных интересов, а также предотвращать вмешательство в территориальную целостность третьего лица, например, захват земли соседями.
- Право бессрочного пользования. В соответствии со ст. 268 ГК РФ и ст. 39.9 ЗК РФправо постоянного пользования земельным участком, который на праве собственности принадлежит государству или муниципалитету, предоставляется исключительно на основании решения уполномоченного на это государственного органа. Этим правом могут быть наделены: ОМСУ и органы госвласти; бюджетные, казенные или автономные учреждения всех уровней, казенные предприятия; центры исторического наследия президентов РФ, которые прекратили исполнение своих полномочий.
- Право пожизненного наследуемого владения. Это право закреплено ст. 266 ГК РФ. Практика ПНВ была распространена до 1993 года, когда право собственности на ЗУ не оформлялось. После принятия Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2287 форма ПНВ была выведена из юридической практики, но право пользования такими участками за гражданами, которые его получили до 1993 года, было сохранено. На сегодняшний день право пожизненного владения до сих пор существует, так как в России до сих пор существуют участки, которые передаются по наследству, но формально являются госсобственностью.
- Право аренды. Закреплено ст. 22 ЗК РФ. Это форма владения и пользования участком, при которой арендодатель передает землю во временное пользование арендатору за определенную плату.
- Право безвозмездного срочного пользования ЗУ. В данном случае речь идет об ограниченном вещном праве, которое регламентировано ст. 269 ГК РФ. Им наделяется только ограниченный перечень лиц, который закреплён ст. 39.10 ЗК РФ.
Важно! Наличие правоустанавливающих документов — главный аргумент для суда, если произошел самовольный захват земли. Истец, который желает оспорить умышленное изменение границ, представив документы в суд, подтвердит законное право на землю.
Как происходит изъятие земли
Изъятие земли для государственных нужд проходит как принудительный выкуп земли у граждан или юридических лиц — собственников земельных участков. То есть вашу землю покупают — выплачивают компенсацию (согласно части 4 ст. 281 ГК РФ). Это происходит точно так же, как и при изъятии жилого помещения (будь оно расположено на земле и в многоквартирном доме), согласно ч. 5, 6, 7 ст. 32 ЖК РФ: «Возмещение (то есть сумма) за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения».
Закон предоставляет право (а не обязанность) органу исполнительной власти в начале выявить и найти собственника участка. Но власти не намерены тратить рабочее время чиновников на поиски владельцев участков — чтобы не выплачивать компенсацию. Собственникам «лакомых» земельных участков нужно самим следить за всеми объявлениями в газетах и в Интернете. К сожалению, государство не обязано адресно уведомлять каждого собственника о том, что их участок необходим государству.
Чиновники поступают просто. Согласно пункту 3 статьи 56.5 Земельного кодекса РФ, не менее чем за 60 дней до принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд они размещают в средствах массовой информации (газетах, специально предназначенных для опубликования нормативных актов соответствующего уровня), и на официальном сайте органа местного самоуправления — в сети «Интернет» сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Если собственник вовремя узнает эту важную информацию, и заявит о своем существовании, то администрация муниципалитета направит ему заказным письмом с уведомлением о вручении проект соглашения (по сути, это — договор купли-продажи земельного участка). Вы его читаете, смотрите предлагаемую выкупную цену за участок и дом, думаете.
Выгодное ли это предложение, или такая компенсация не принесет вам ничего кроме разорения и неудобств, ведь приобретали вы свой земельный участок чтобы пользоваться им с максимальной пользой и прибылью, а не для того, чтобы неожиданно лишиться его, да еще и остаться с долгами (как пример) или нести затраты по переезду или передислокации своего предприятия.
Все рассчитав и обдумав, вы либо соглашаетесь с предложенной суммой выкупа участка для государственных нужд, либо нет, и в ответе пишете, что вы оцениваете ваш дом и землю вот за такую-то стоимость. Администрация рассматривает ваш ответ и делает второе предложение — либо соглашается на вашу цену, либо повторно предлагает ту же самую выкупную цену.