Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проводится независимая экспертиза автомобиля после ДТП по ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проведение такой экспертизы может занять несколько дней. Зачастую работа длится от трёх до восьми суток. Итоговая продолжительность зависит от размера полученного ущерба. В финале обратившемуся человеку должны предоставить экспертное заключение. В этом документе отражены все детали осмотра и результаты повторной калькуляции.
Экспертиза при ДТП – особенности
Каждый автовладелец, вне зависимости от его водительского стажа, всегда рискует попасть в происшествие на дороге. От этого не защищены даже самые опытные и осторожные автомобилисты. Авария приводит к получению автомобилем каких-либо повреждений, а для их устранения обязательно потребуются деньги. Чтобы точно оценить полученный ущерб и требуется экспертиза после ДТП, которую рекомендуется заказывать у проверенных компаний с положительными отзывами.
Обычно оценку осуществляют страховые специалисты, после чего определяется размер суммы, необходимой для восстановления ТС. С этой оценкой пострадавшая сторона может обратиться в суд для взыскания денежных средств с виновника.
Однако специалисты страховой компании представляют одну из заинтересованных сторон, из-за чего они всеми силами стараются занизить величину полученного машиной вреда. Потому водителям рекомендуется заказывать независимую экспертизу при ДТП, которая гарантирует возможность получить необходимую сумму для восстановления машины.
В соответствии с действующими законами, страховщики обязаны принимать результаты независимой оценки, компании не имеют права препятствовать владельцу транспортного средства заказать и провести подобную экспертизу. Она может быть выполнена в любое время, однако рекомендуется заказывать эти работы у специалистов своевременно – чем быстрее, тем лучше.
Требования к независимым специалистам и документация, которую им необходимо предоставить для работы
Независимые эксперты – это квалифицированные специалисты с высшим профильным образованием. Они должны соответствовать установленным законом требованиям, а именно:
- регулярно проходить аттестацию в МАК Минтранса РФ;
- строго соблюдать установленные требования и методики;
- входить в реестр экспертов-техников Минюста РФ.
Нарушение одного из этих требований может стать причиной признания заключения специалиста ничтожным. Поэтому, прежде чем подписать договор и доверить эксперту свой автомобиль, следует проверить его документы.
Для проведения процедуру владелец транспортного средства должен предъявить специалисту такие бумаги:
- гражданский паспорт или другое удостоверение личности;
- протокол, составленный на месте происшествия, схему ДТП и другие материалы, имеющие отношение к аварии;
- документы на авто (ПТС, свидетельство о регистрации);
- фотографий, сделанных на месте аварий и показаний свидетелей (если таковые имеются);
- акт расчета повреждений, полученный от страховщика;
- акт о наступлении страхового случая.
Кто оценивает ущерб при ДТП
Оценкой занимаются не сами страховые компании, а экспертные организации. Другое дело, что каждый страховщик сотрудничает со «своей» экспертной компанией. Это означает, что сумму ущерба будут считать по минимуму (а если получится – постараются её незаконно занизить).
Итак, как всё происходит?
- вы приходите в офис страховой фирмы (не позже 15 дней после аварии) и пишете заявление на получение выплаты;
- страховая компания согласовывает с вами дату и время оценочных работ (в течение 5 дней с момента обращения);
- вы предоставляете для осмотра автомобиль (либо приезжаете на нём сами, либо эксперты прибывают лично, если машина «в хлам» и для езды больше не приспособлена);
- эксперты проводят оценку повреждений автомобиля после ДТП;
- выносят заключение (его подписывают автовладелец, эксперт и представитель страховой компании) и называют сумму, в которую оценён ущерб.
После этого вы либо соглашаетесь и получаете выплату (деньги перечисляют на банковский счёт в течение 20 дней), либо возмущаетесь неприкрытой наглостью оценщиков и говорите, что такое вам должны компенсировать куда более внушительной суммой, с чем страховая компания вряд ли согласится. Остаётся один вариант: проводить независимую экспертизу и, если понадобится, использовать её результат как аргумент в суде.
Иногда результаты первичной и независимой экспертизы не устраивают автовладельца и требуется провести дополнительное исследование повторно. Как правило, такие меры затребованы со стороны недовольного страхователя. Закон предполагает возможность проведения повторной технической экспертизы, с привлечение другого специалиста-техника.
Иногда повторное обследование автомобиля вызвано новыми обстоятельствами, при которых произошел случай, найдены нюансы обстоятельств ДТП, не учтенные ранее при предыдущем заключении. Повторно организовать осмотр можно и после проведенного ремонта, при наличии недовольства со стороны страхователя предоставленными услугами страховщика.
Порядок проведения дополнительного осмотра согласуется с общепринятыми нормами проведения экспертизы ОСАГО, а целесообразность устанавливается вопросами, возникшими уже после получения первичного заключения эксперта.
Выбор исполнителя независимой автоэкспертизы
Перед тем как проводить независимую экспертизу после ДТП, необходимо выбрать исполнителя.
Эксперт, проводящий оценку, обязательно должен иметь профильное высшее образование или пройти курсы переподготовки. Он допускается к работе при условии сдачи аттестации в Межведомственной аттестационной комиссии, по результатам которой он заносится в Государственный реестр техников-экспертов.
Кроме того, исполнитель обязательно должен состоять в саморегулируемой организации экспертов-оценщиков. Также он должен иметь полис гражданского страхования ответственности.
При выборе эксперта также рекомендуется проверить его аттестацию в Российском союзе автостраховщиков. Аттестация РСА проводится добровольно и не является обязательным требованием для осуществления оценочной деятельности. Однако ее наличие говорит о том, что техник-оценщик знает, как проводится экспертиза автомобиля после ДТП , и владеет соответствующими методиками оценки.
Не допускается проведение экспертизы лицами, непосредственно или косвенно заинтересованными в ее результатах. Экспертная организация или частный оценщик не должны иметь связь со страховой компанией.
Пример: если эксперт является сотрудником или клиентом страховой компании, входит в состав ее акционеров или учредителей, он не может проводить оценку.
Правильный выбор исполнителя позволит получить отчет об экспертизе, имеющий юридическую силу, обязательный к приему страховщиком.
Законодательное регулирование экспертиз
Назначение конкретному лицу обязанности прохождения автотехнического расследование – это не обычная просьба, а действие, которое закреплено на законодательном уровне Российской Федерации.
В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом России, а именно, со статьёй 79, при возникновении необходимости в процессе рассмотрения судебного дела установления конкретных нюансов разбирательства, которые требуют специальных знаний в различных областях (наука, техника и др.), суд вправе назначить экспертизу.
Лицо, которое обязали пройти вышеуказанную процедуру, имеет право отказать уполномоченному органу только с предоставлением весомых аргументов для этого. В противном случае суд может трактовать это как «игнорирование предписаний суда» и то, что участник процесса что-то желает скрыть от правосудия.
Помимо этого иные лица, участвующие в процессе, имеют право просить судебный орган в назначении автотехнического исследования (первичного, повторного либо дополнительного) в специализированном судебно-экспертном учреждении или поручить это конкретному специалисту. Если суд выдвигает на полученную просьбу отказ, то он обязан это мотивировать, в ином случае участники процесса могут подать обжалование решения данного суда в вышестоящий орган.
Для прошения назначения независимой экспертизы мотиватор обязан предоставить уполномоченному лицу или канцелярии суда ходатайство, которое пишется в свободной форме, но обязано содержать соответствующие реквизиты, основания для выдвигаемого требования, вопросы для эксперта, а также список предметом исследования. Рекомендуется для составления данного документа обращаться непосредственно к профессиональным юристам, несмотря на дозволение написания бумаги в свободном виде.
Автотехническая экспертиза при ДТП, вопросы эксперту и правильно поставленные ему задачи – это залог плодотворного осмотра. Конечно же, все вопросы будут различны в зависимости от индивидуальной ситуации. Но практика позволяет выделить наиболее частые и важные уточнения:
1. Какая была видимость на дороге?
2. Какая была траектория движения всех лиц, участвующих в аварии?
3. Находилось ли одно или несколько ТС в неподвижном состоянии, а какое авто было в движении?
4. Какие пункты ПДД могли бы помочь избежать столкновения?
5. Скорость движения всех машин и максимально допустимый и безопасный предел этого фактора?
6. В какой момент автоводители начали торможение: до удара, во время него или после?
7. Угол столкновения?
8. Какие указанные повреждения автомобиля возникли как следствие ситуации?
9. Соответствует ли принятым правилам и законам место установки дорожных указателей, а также дорожное покрытие?
10. Что стало причиной удара?
11. Кто из участников ДТП имел преимущество в движении?
12. Можно ли было избежать происшествия с помощью правильных действий водителей или ДТП случилось по неосторожности или неправомерности поведения?
13. Длина тормозного маршрута?
14. (Если причиной аварии или участником её стал пешеход.) Мог ли человек безопасно пройти дорогу, если бы авто вовремя затормозило?
15. Мог ли водитель предотвратить наезд на пешехода в силу физиологических или технических особенностей (например, человек резко прыгнул на дорогу или выбежал из-за стоячего автобуса, в такой ситуации водитель мог вовремя не среагировать либо длина необходимого тормозного пути не позволила остановиться раньше).
Получив ответы на данные вопросы, вы сможете выстроить истинную картину произошедшего события и доказать заинтересованным лицам настоящие причины аварии.
Независимая экспертиза по ОСАГО после ДТП
Однозначного ответа на данный вопрос нет. Автовладелец вправе согласиться с решением экспертной комиссии, представленной самим страховщиком. И в этом случае компенсацию ущерба он получает максимально быстро. Но даже после этого он имеет право сперва провести независимую экспертизу, а далее обратиться за помощью в суд, если итоговая сумма компенсации получится выше изначально указанной страховщиком. На все это владельцу ТС дается 30 дней. Если за этот период он не подаст заявление к страховую компанию, то выплату по полису засчитывают как выполненной и не допустимой к обжалованию. При этом стоит учитывать, что сама экспертиза может занимать до 7 рабочих дней (в зависимости от степени и характера повреждений, а также факта установленного виновника ДТП).
Во всем этом необходимо учесть следующие нюансы:
- независимую экспертизу оплачивает заказчик (впоследствии эту плату можно востребовать в общую сумму ущерба, что было законодательно обосновано в июне 2017 года указом Госдумы);
- при независимой экспертизе страховая компания имеет право быть в качестве присутствующей стороны (она предложит для этого своего штатного эксперта-оценщика);
- до проведения всех экспертиз и выдачи заключений по ним автомобиль запрещено ремонтировать даже частично – это позволит страховщику вовсе отказать в выплате компенсации.
Как же возместить ущерб после дтп и зачем нужна независимая экспертиза автомобиля?
Постановление Конституционного Суда от 10.03.2017 года утвердило право пострадавшего по ОСАГО после получения страховой выплаты обратиться с гражданским иском в суд к виновнику дтп.
Другими словами, собственник разбитого автомобиля, получив рассчитанную по минимальную сумму компенсации, вправе провести независимую экспертизу ущерба своего имущества и предьявить свои требования к прямому ответчику по дтп.
В чем суть данного иска? Речь идёт о законном праве взыскания разницы ущерба, которую осуществил по Единой Методике ОСАГО страховщик и рассчитал независимый эксперт. Важно понимать, что право требования по гражданскому кодексу РФ предусматривает определение стоимости восстановительного ремонта авто по иным нормативным документам, которые учитывают реальные рыночные цены на ремонт, комплектующие детали и расходные материалы и могут полностью компенсировать все расходы пострадавшего. Кроме того, ст.15 ГК предусматривает полное возмещение убытков лицу, право которого было нарушено, то есть без учета износа на заменяемые запасные части. Независимая экспертиза, проведённая по утверждённой в 2019 году Министерством Юстиции Методике, позволяет нивелировать разницу между выплатой по ОСАГО и реальными затратами на ремонт автомобиля. Именно такой способ взыскания ущерба является на сегодняшний день наиболее оптимальным. Также у них нет никаких оснований для беспокойства, что после такой выплаты им «прилетит» досудебная претензия с независимой экспертизой для дальнейшего обращения в суд, поскольку все расчёты в рамках обращения по ОСАГО производятся по утверждённой Единой Методике, которая, как оказалась, совершенно не соответствует реальным рыночным расценкам на восстановление авто.
Как оценивается размер ущерба, причиненного в результате ДТП?
Если вы намерены получить страховое возмещение, сумму ущерба имуществу определит страховая компания. При этом в случае, если вы требуете возмещение по ОСАГО, но страховщик в установленный законом срок не осмотрел поврежденное имущество или его остатки и (или) не организовал независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) поврежденного имущества или его остатков, чтобы определить сумму страхового возмещения, то вы вправе самостоятельно обратиться за независимой экспертизой. В этом случае страховщик должен будет принять от вас результат оценки для определения размера страхового возмещения.
При самостоятельном расчете убытков от ДТП включите в них ущерб имуществу, расходы на восстановление и упущенную выгоду. Это объясняется тем, что такие убытки могут складываться из реального ущерба и упущенной выгоды. Реальный ущерб складывается из утраты имущества или его повреждения, а также расходов — уже понесенных или будущих. Поэтому для того, чтобы оценить размер ущерба от ДТП, нужно рассчитать ущерб, причиненный автомобилю и/или иному имуществу, и суммировать его с расходами, которые вы уже произвели или которые могут возникнуть позднее (например, на ремонт), а также посчитать упущенную выгоду, если она есть.
А теперь про каждый элемент более подробно:
- Ущерб имуществу — сумма ущерба может, в частности, включать в себя: стоимость восстановительного ремонта, то есть сумму расходов на восстановление автомобиля, сумму утраты товарной стоимости автомобиля (УТС), то есть величины снижения стоимости автомобиля в результате повреждения и последующего ремонта;
- Расходы, понесенные в связи с ДТП — любые расходы, которые вы понесли в связи с причиненным ДТП вредом: расходы на эвакуацию автомобиля с места ДТП до места ремонта или хранения, хранение поврежденного автомобиля и т.д.;
- Упущенная выгода. Например, если вы не получили доход по договору перевозки из-за простоя, поскольку автомобиль был в ремонте после аварии, это можно расценить как упущенную выгоду.
Когда нужна независимая экспертиза
Сразу необходимо отметить, что экспертиза необходима не всем водителям, которые попали в аварию. Рассмотрим более детально, в каком случае автолюбители обращаются к эксперту за помощью.
- Отказ в выплате
Если страховая компания отказывает в выплате компенсации, то каждый пострадавший может обратиться в суд. Помимо претензий необходимо будет предоставить официальный документ, который отразит сумму ущерба. Для получения данного документа необходимо обратиться в офис независимой экспертизы и предоставить машину на осмотр.
- Занижена сумма
На практике многие страховые организации занижают сумму выплаты. В этом случае автолюбителю также необходимо обратиться в офис независимой экспертизы, после чего составить досудебную претензию и запросить у страховщика доплату. Если страховая компания делает отказ, то следует обращаться в суд с полным пакетом документов.
- У виновного нет ОСАГО
К сожалению, зачастую у виновной стороны нет действующего бланка ОСАГО, и он отказывается добровольно компенсировать расходы. В этом случае необходимо будет обратиться в суд. При себе необходимо иметь личные документы, претензию и акт оценки независимой экспертизы по ОСАГО.
Примерная стоимость НЭ после ДТП по ОСАГО
Прежде чем обратиться к эксперту, все автолюбители уточняют стоимость услуг. Не секрет, что в разных компаниях они могут незначительно разниться. Также на стоимость оказывает значение:
- регион проведения;
- характер повреждений;
- наличие дополнительных услуг (выезд на место).
Примерные цены на услуги:
- Москва от 3 000 до 15 000 рублей;
- Московская область от 2 500 до 12 000 рублей;
- Санкт-Петербург от 2 500 до 13 000 рублей;
- Ленинградская область от 2 000 до 6 000 рублей;
- Пермь от 1 500 до 5 000 рублей;
- Казань от 1 000 до 5 500 рублей;
- Омск от 1 000 до 5 000 рублей;
- Саратов от 1 500 до 6 000 рублей;
- Краснодар от 2 000 до 8 000 рублей;
- Волгоград от 1 500 до 7 000 рублей.
Получается, в каждом регионе своя ценовая политика, которая зачастую определяется персонально по каждому клиенту.
Подводя итог, можно сказать, что делать профессиональную оценку нужно далеко не всем водителям, которые попали в аварийную ситуацию. Помощь эксперта потребуется тем, кто получил отказ или меньшую сумму. Только при наличии официального документа можно обращаться в суд, с целью отстаивания прав автолюбителя.
Если вам приходилось обращаться к эксперту, то предлагаем поделиться своим опытом и рассказать читателям нашего портала:
- как выбрали компанию;
- сколько пришлось оплатить;
- как долго происходила вся процедура проверки;
- остались ли вы довольны итогами осмотра;
- получилось ли взыскать средства и отремонтировать автомобиль.
Для того чтобы оставить отзыв, вам необходимо написать обращение в разделе «Добавить комментарий».
Условия для применения независимой экспертизы
Чтобы НЭ была действительно независимой и отражала действительную сумму ущерба по ОСАГО, проводиться она должна по букве закона.
Практике известны случаи, когда адвокаты страховой компании выигрывали даже самые безнадежные дела по занижению выплат, только по причине несоблюдения условий проведения независимой экспертизы. Пострадавший же в подобных ситуациях не мог взыскать ровным счетом ничего.
Причины, по которым суд может не учитывать заключение НЭ:
- Отсутствие лицензии на вид деятельности у организации, проводящей НЭ.
- Физическое лицо, проводящее процедуру, не прошло аттестацию либо не состоит в базе данных экспертов-техников Министерства Юстиции РФ.
- Организация не состоит в членстве саморегулируемой организации экспертов.
Должен ли присутствовать виновник или представитель СК?
Согласно пункту 7 Правил НТЭ, инициатор проведения повторного осмотра должен письменно пригласить страховщика. Других указаний российские правовые акты не содержат.
На заметку: в практике сложилось, что пригласить на любой экспертный осмотр виновника ДТП и представителя страховой компании необходимо.
Это связано с последующим разрешением споров в суде. Если человек присутствовал и лично контролировал все действия эксперта-техника, вопросов о качестве и правомерности заключения будет меньше.
Отсутствие указанных лиц не влияет на освидетельствование. Автовладелец не обязан отменять процедуру из-за неявки приглашенных. Суд в ходе разбирательства признает, что пострадавший предпринял все возможные действия для участия сторон в автоэкспертизе.