Иск об оспаривании границ земельного участка досудебный порядок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Иск об оспаривании границ земельного участка досудебный порядок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Традиционно в качестве одной из специальных предпосылок процессуального права на иск рассматривается соблюдение истцом обязательного досудебного порядка урегулирования спора в случаях, когда такой порядок установлен договором либо соглашением сторон.

ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ

  1. Заказчик после выбора необходимой ему юридической услуги заполняет Онлайн-заказ юридических услуг на веб-сайте Исполнителя.
  2. Для оказания юридических услуг Исполнителем Заказчик обязуется указать в Онлайн-заказе юридических услуг полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также приложить скан-копии документов в хорошем качестве в формате pdf, jpg, doс, rtf в соответствии со списком необходимых документов, указанных в Онлайн-заказе юридических услуг.
  3. После заполнения Онлайн-заказа юридических услуг на веб-сайте Исполнителя Заказчик производит акцепт настоящей оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг.
  4. В соответствии с настоящей Офертой Исполнитель приступает к оказанию юридических услуг при одновременном соблюдении следующих условий:
    • Заказчик заполнил Онлайн-заказ юридических услуг и произвел акцепт Оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг;
    • Указанных в Онлайн-заказе сведений и приложенных документов достаточно для оказания услуг (при недостаточности сведений и/или документов Исполнитель запрашивает у Заказчика дополнительную информацию, на время предоставления дополнительной информации приостанавливается оказание юридических услуг по Онлайн-заказу).
    1. При наступлении обстоятельств непреодолимой силы, которые сторона по настоящему Договору оферты не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами, срок исполнения обязательств в соответствии с настоящим Договором отодвигается соразмерно времени, в течение которого продолжают действовать такие обстоятельства, без возмещения каких-либо убытков. К таким событиям чрезвычайного характера, в частности, относятся: наводнения, пожар, землетрясение, взрыв, шторм, оседание почвы, иные явления природы, эпидемия, пандемия, а также война или военные действия, террористические акты; перепады напряжения в электросети и иные обстоятельства, приведшие к выходу из строя технических средств какой-либо из сторон.
    2. Сторона, для которой создалась ситуация, при которой стало невозможно исполнять свои обязательства из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы, обязана о наступлении, предположительном сроке действия и прекращения этих обстоятельств незамедлительно (но не позднее 5 (пяти) рабочих дней) уведомить в письменной форме другую сторону.
    3. В случае спора о времени наступления, сроках действия и окончания обстоятельств непреодолимой силы заключение компетентного органа в месте нахождения соответствующей Стороны будет являться надлежащим и достаточным подтверждением начала, срока действия и окончания указанных обстоятельств.
    4. Неуведомление или несвоевременное уведомление стороны о начале действия обстоятельств непреодолимой силы лишает ее в дальнейшем права ссылаться на них как на основание, освобождающее от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему Договору.
    5. Если обстоятельства непреодолимой силы и/или их последствия продолжают действовать более 30 (тридцати) календарных дней подряд, то Договор, заключенный на условиях настоящей Оферты, может быть расторгнут по инициативе любой из сторон путем направления в адрес другой стороны письменного уведомления.
    1. Исполнитель соблюдает режим конфиденциальности всей информации, полученной от Заказчика в процессе оказания юридических услуг и уполномоченных им лиц, конфиденциальность личной информации Заказчика, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Договором.
    2. Заказчик уведомлен и соглашается с тем, что он отправляет информацию по незащищенным каналам электронной связи компьютерной сети общего пользования, и Исполнитель не несет ответственность за сохранность информации, передаваемой по таким каналам электронной связи.
    3. Письменная консультация, письменные документы (заявления, письма, жалобы, претензии и иные по запросу Заказчика), подготовленные Исполнителем, высылаются Заказчику на электронный адрес, указанный им в Онлайн-заказе юридических услуг. Заказчик не вправе использовать полученные от Заказчика документы для распространения среди неограниченного круга лиц и публикации на интернет-ресурсах.
    4. Акцептируя настоящую Оферту, Заказчик выражает своё согласие Исполнителю обрабатывать свои персональные данные, в том числе фамилию, имя, отчество, дату рождения, пол, место работы и должность, почтовый адрес, домашний, рабочий и мобильный телефоны, адрес электронной почты, иные сведения, предоставленные для оказания услуг, включая сбор систематизацию, накопление, хранение, уточнение, использование, распространение, для проведения исследований, направленных на улучшение качества услуг Исполнителя, маркетинговых акций, стратегических исследований и для продвижения услуг Исполнителя путём прямых контактов с Заказчиком с помощью различных средств связи, включая, но не ограничиваясь: почтовую рассылку, электронную почту, информационную сеть Интернет. Заказчик выражает согласие Исполнителю на обработку своих персональных данных с помощью автоматизированных систем управления базами данных и иных программных средств. Заказчик не возражает против передачи Исполнителем своих персональных данных третьим лицам, если это необходимо для реализации настоящего Договора.
    5. Согласие Заказчика на сбор и обработку его персональных данных является бессрочным и может быть отозвано путём направления Исполнителю письменного заявления.

    При захвате земли соседом

    Речь идет о случаях, когда кто-то из соседей «залезает» на чужой участок, соответственно границы последнего нарушаются, и площадь изменяется в меньшую сторону. Кто-то может сделать это умышленно, кто-то по незнанию.

    Прежде всего, убедитесь, что граница действительно нарушена, и сосед захватил землю незаконно. Порядок действий будет зависеть от наличия межевого плана:

    1. Документ на руках. В таком случае границы ЗУ будут четко установлены и зафиксированы в межевом плане. Если сравнить сведения в нем с фактическим разграничением, можно наглядно увидеть границы наделов и определить, нарушены они или нет.
    2. Документа нет. Вызвать кадастрового инженера, чтобы провести межевание и получить межевое дело. По его результатам устанавливаются фактические границы. При этом составляют акт согласования границ, который должны подписать все смежные собственники. Если кто-то из них откажется это делать, вопрос придется решать в судебном порядке.

    Какие нужны документы для урегулирования земельного спора в досудебном порядке?

    Чтобы уладить конфликт, потребуется аргументы для убеждения оппонентов в вашей правоте. Основными доказательствами выступают документы, которые могут иметь отношение к конфликту, а именно:

    • выписка из Госкадастра с указанием площади участка, расположения его границ, собственника и других важных характеристик;
    • правоустанавливающие документы на землю – подтверждение того, что вы являетесь законным владельцем. Это может быть договор купли-продажи, дарения, свидетельство о вступлении в наследство и т.д.;
    • карты и планы земли с привязкой к местности, аэрофотоснимки и т.д., которые подтверждают площадь участка и его расположение;
    • результаты экспертиз относительно состояния земельного покрова, расположения пограничных меток, фиксация фактов нарушения границ;
    • результаты процедуры межевания с заключительным актом, который подтверждает, что границы участка нанесены правильно.

    Как отменить межевание или исправить кадастровую ошибку — порядок действий

    Кадастровые инженеры Сервис Гео занимаются исправлением кадастровых ошибок на территории Московской области и Москвы. Для подачи корректных данных в Росреестр необходимо сформировать новый межевой план, в котором в разделе «заключение кадастрового инженера» обосновывается техническая часть процедуры — почему новые координаты правильные, а старые надо убрать из реестра.

    Если вы получили документы на земельный участок с ошибками, неточностями или опечатками, проводить процедуру отмены необязательно. Можно просто предоставить документы в компанию, осуществляющую межевание, и оформить заявление на исправление ошибок. В течение 15 дней собственник должен получить ответ о исправлении документов и внесение изменений в Росреестре.

    В случае, если ответ не получен либо ошибки не были устранены, необходимо обратиться в суд для отмены межевого дела.

    В суд поступил иск об определении границ земельного участка и устранении реестровой ошибки. Истец Выков И. пояснил, что после покупки надела решил уточнить его местоположение на местности, для чего нанял кадастрового инженера.

    Специалист, во время выполнения работ, выявил несоответствия фактических границ, указанных в ЕГРН. По заключению эксперта, поворотные точки смещены в некоторых местах до 2,2 м, из чего следует, что участок был отмежеван неверно.

    Кадастровый инженер по заданию заказчика подготовил межевой план земельного участка. Выков обратился в Росреестр с заявлением об устранении реестровой ошибки в сведениях кадастра о земельном участке. Однако регистрация изменений была приостановлена из-за отсутствия согласования границ в одной точке.

    «На судебное заседание владелец смежного земельного участка, границы с которым не согласованы не явился. О дате и месте слушания он уведомлен надлежащим образом. Никаких доказательств по делу он не представил».

    В процессе рассмотрения дела, суд установил, что ранее границы спорного земельного участка были согласованы в 2012 году. Согласно заключению кадастрового инженера, в ходе выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного выявлено несоответствие сведений ЕГРН о местоположении границ земельного участка и их фактического местоположения, Несоответствие выражается общим смещением учтенных границ по отношению к фактическим по всему периметру земельного участка, что является признаком наличия кадастровой ошибки при определении координат поворотных точек границ этого участка.

    Судом была назначена землеустроительная экспертиза, которая подтвердила наличие реестровой ошибки. Судья удовлетворил исковое заявление в полном объеме.

    Что воспринимается под доказательствами относительно оспаривания процесса межевания? В отличие от других разбирательств, какие не касаются земельной собственности, при решении подобных вопросов свидетельские показания, которые могут давать лица в плане принадлежности определенной части участка или осуществления другой стороной действий по переносу границ, во внимание не принимаются.

    При спорных вопросах относительно неверного межевания участков во внимание могут приниматься исключительно результаты проведенных геодезических исследований, измерений и работы. Данный факт связан с тем, что установке пределов предшествует точное определение поворотных точек межи участка – координат, между которыми прокладывается линия.

    Возникновение спора может возникнуть в отношении процедуры ошибочного установления границ или перенесения точек или межи самовольно, без получения дополнительного разрешения, согласования и отражения в документации.

    Административный порядок рассмотрения земельных споров предполагает обращение заинтересованных лиц в органы государственной власти, органы местного самоуправления, к их должностным лицам для разрешения вопросов, связанных с земельными правами или для защиты указанных прав, а также обжалование незаконных действий (бездействия) и решений указанных органов и должностных лиц вышестоящему в порядке подчинённости органу государственной власти, местного самоуправления, или их должностному лицу[1].

    Долгое время в юридической литературе одним из правовых критериев классификации земельных споров выделяли порядок их разрешения. Так, все земельные споры делились на разрешаемые в административном и в судебном порядке[2].

    При этом значительная часть земельных споров рассматривалась земельными комитетами и администрациями районов, городов. В судах рассматривались только те споры, которые напрямую были отнесены к компетенции судов (общих, арбитражных), а также жалобы на решения, принятые в административном порядке.

    Сегодня действующее законодательство коренным образом изменило подход к порядку рассмотрения земельных споров. В соответствии с п. 1 ст. 64 Земельного кодекса РФ предусмотрена исключительно судебная процедура рассмотрения земельных споров. Однако, не смотря на данное обстоятельство, необходимо отметить, что помимо прямых способов разрешения земельных споров, к которым относится их рассмотрение в судебном порядке, в том числе, третейским судом, можно выделить также косвенные способы разрешения земельных споров. К таковым, в частности, относится административный порядок разрешения земельных споров. Его особенность заключается в том, что разрешение земельных споров является побочным (вторичным) результатом деятельности уполномоченных органов и должностных лиц. Основной целью (первичным результатом) административного порядка разрешения земельных споров всё же является выявление нарушений требований земельного законодательства, лиц, виновных в их совершении и привлечении последних к установленной законом ответственности.

    Несмотря на то, что действующее законодательство не предусматривает административного порядка разрешения земельных споров, на практике он является достаточно действенным и оперативным методом преодоления конфликтной ситуации. Его удобство заключается в том, что он лишён ряда проблем, свойственных судебному порядку: расчёт и уплата государственной пошлины и иных судебных расходов, определение подсудности, составление исковых заявлений (заявлений) в соответствии с требованиями, установленными процессуальным законодательством, длительность и процедурность рассмотрения дела и т.д. При этом в случае, если в административном порядке не удалось добиться положительного результата, право на обращение в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права никто лишён быть не может.

    Среди плюсов административного способа разрешения земельных споровможно выделить следующие:

    — безусловная обязательность рассмотрения обращения уполномоченным органом (должностным лицом) в соответствии с требованиями действующего законодательства, подкрепляемая возможностью привлечения виновных лиц к предусмотренной законом ответственности

    — рассмотрение обращений осуществляется бесплатно

    — отсутствуют жёсткие формальные требования к составлению письменного обращения, невыполнение которых влечёт возвращение заявителю обращения или отказ от рассмотрения обращения

    — срок рассмотрения обращения конкретно определён по общему правилу – 30 дней со дня регистрации письменного обращения (с возможностью продления указанного срока ещё на 30 дней с обязательным уведомлением об этом заявителя)

    — наличие у заявителя при рассмотрении его обращения уполномоченным органом (должностным лицом) ряда процедурных прав:

    представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании

    знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну

    получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов

    обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации

    обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения

    Административный порядок разрешения земельных споров может быть применён как до рассмотрения соответствующего земельного спора в суде, так и после вынесения и вступления в силу решения суда (однако при соблюдении ряда условий), что также является его неоспоримым преимуществом. (Подобная модель имеет право на существование в случае, если в суде земельный спор рассматривался в рамках искового производства. В дальнейшем этот же земельный спор, не разрешённый с желаемым для одной из сторон результатом, может быть разрешён (в виде косвенного результата) уполномоченным органом (должностным лицом) в рамках производства по административному делу в связи с нарушением требований земельного законодательства одной из сторон земельного спора. Установление данного факта явится основанием для привлечения виновной стороны к административной ответственности (как правило, в виде штрафа). В данном случае нельзя путать обращение (жалобу, заявление) в уполномоченный орган (должностному лицу) в связи с нарушением владельцем соседнего земельного участка требований земельного законодательства и жалобу на решение суда, вынесенное по земельному спору).

    Рассматриваемый административный порядок разрешения земельных споров корреспондирует ст. 33 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Значение этого права состоит в возможности для граждан продолжать воздействие на сформированные ими государственные органы и органы местного самоуправления. Тем самым обеспечивается обратная связь власти и граждан, возможность для власти оперативно реагировать на экономические, социальные, политические потребности общественных объединений, коллективов и отдельных граждан[3].

    Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления представляет собой не только средство осуществления и охраны прав и свобод граждан, а так же, в идеале, способ оптимизации его деятельности (гражданин в своём обращении указывает на определённые проблемы или предлагает пути их решения)[4].

    В настоящее время правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации закреплённого за ними Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления регламентируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который также установил порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

    Срок исковой давности по земельным спорам

    Общий срок исковой давности составляет три года, но в зависимости от категории земельного спора может быть и иным. Так, заявление о признании оспоримой сделки недействительной (например, договора купли-продажи земельного участка с лицом, признанным недееспособным) должно быть подано в суд не позднее года с момента, когда истец узнал об обстоятельствах, на основании которых сделка может быть признана недействительной. На споры об устранении нарушения права не связанного с лишением владения (например, самовольной постройки) вообще не распространяется срок исковой давности. Кроме того, срок исковой давности при определенных обстоятельствах может быть продлен, приостановлен или восстановлен.

    Таким образом, в земельном споре срок, отведенный для обращения в суд за защитой своего нарушенного права, следует устанавливать индивидуально для каждой конфликтной ситуации.

    Если в результате указанных выше действий не удается устранить нарушение границ участка, остается последний вариант – судебная защита.

    Дела по земельным спорам рассматривает районный (городской) суд по месту расположения ЗУ. При этом подается негаторный иск, который содержит требования собственника устранить препятствия в пользовании имуществом.

    Среди них могут быть:

    • определить или изменить границы ЗУ;
    • устранить техническую или реестровую ошибку и внести изменения в ЕГРН;
    • изъять часть ЗУ из незаконного владения и (при необходимости) перенести незаконно установленное ограждение;
    • признать право собственности;
    • устранить препятствия в пользовании ЗУ.

    Признание недействительными результатов межевания земельного участка

    Судья может пересмотреть установленные границы на основании Иска о признании результатов межевания недействительными или возражения. Исковое заявление составляется с учетом требованием всех заинтересованных сторон. В содержательной части текста истец должен указать причины своего обращения и предъявить доказательства допущенных ошибок, ущемляющих его интересы. Также в Иске инициатор судебного процесса может отметить, какие именно законодательные нормы были нарушены.

    Возражение на межевание составляется в общем порядке. Оно направляется непосредственно тому специалисту, который занимался установлением границ. Отправлять возражение необходимо до внесения сведений в Росреестр. Подрядчик обязан исправить все неточности и провести повторные замеры.

    Какие способы защиты прав на земельный участок существуют?

    Разрешение земельных споров в досудебном или судебном порядке всегда осуществляется согласно общим правилам защиты гражданских прав, что предусмотрено статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    Одним из первых способов является признание права собственности на землевладение. Так что, если у вас есть подтверждающие документы, вы совершили сделку или вступаете в наследство на земельный участок, можно обратиться за помощью к юристу и воспользоваться таким способом защиты имущественных прав.

    Второй вариант – это восстановление первоначальной ситуации, которая была нарушена в ходе совершения правонарушения или преступления. К примеру, сегодня реально восстановить права на владение или пользование земельным участком по решению суда, если судебный орган первой инстанции признал недействительным нормативный правовой акт или решение исполнительного органа государственной власти, органов местного самоуправления и других структур. Гражданский кодекс РФ предлагает широкий выбор возможностей и вариантов по защите нарушенных имущественных прав. По закону можно признать недействительным не только решения муниципальных или государственных, но и законодательных органов власти. Если реально в суде доказать самовольное занятие земельного участка, то нарушенные права подлежат немедленному восстановлению.

    Еще один вариант достижения успеха – это признать недействительным нормативный акт органов местного самоуправления или исполнительной власти, если последний не соответствует действующему законодательству и нарушает имущественные права и интересы физического или юридического лица. Такой способ считается своеобразной формой судебного контроля над действующим законодательством по вопросам охраны и использования земель. Согласно Гражданско-процессуальному кодексу РФ суд может вынести решение о том, что действия должностного лица или административного органа власти были незаконны, поэтому подлежат отмене.

    Важно помнить, что если в процессе разрешения земельного спора законные интересы и права лиц были нарушены, то можно взыскать убытки за незаконное использование или неправомерную охрану земель. Возмещением занимается тот государственный орган, который нарушил права арендатора или собственника участка путем принятия незаконного нормативного правового акта.

    Помимо рассмотренных выше способов защиты своих прав может применяться ряд дополнительных мер, которые не оговорены в Земельном кодексе, зато предусматриваются статьей 12 ГК РФ:

    • Признание недействительной оспоримой сделки, а также применение законных последствий ее недействительности;
    • Применение последствий недействительности после признания сделки ничтожной;
    • Признание принятого собранием решения недействительным;
    • Признание недействительным нормативного правового акта органа местного самоуправления или государственной власти;
    • Самозащита права владельца земельного участка;
    • Возмещение убытков и взыскание неустойки или упущенной прибыли;
    • Исполнение обязанностей в натуре по решению суда;
    • Компенсация причиненного морального вреда;
    • Неприменение судом нормативного правового акта органа местного управления по причине его противоречий действующему законодательству;
    • Иные способы, предусмотренные действующим законодательством РФ.

    Чем выгодно решить земельный спор без обращения в суд?

    Почему стоит попробовать добиться решения земельных споров без участия суда? Это может быть выгодно по нескольким причинам:

    • во-первых, экономия времени – подготовка иска, подача его в суд, ожидание своей очереди, многочисленные заседания занимают слишком много времени, ведь окончательного решения можно ожидать год и даже больше. А потом еще возможны апелляции, кассации, что еще больше затягивает сроки урегулирования спора. В досудебном порядке такого нет – уладить конфликт можно за несколько дней;
    • во-вторых, экономия денег – не нужно платить судебную пошлину, оплачивать услуги адвоката (в досудебном урегулировании юридическая помощь тоже может понадобиться, но она будет намного дешевле) и другие сопутствующие расходы;
    • в-третьих, досудебный порядок не исключает судебного: если уладить спор не получится, вы сразу можете обращаться с иском в суд и продолжать отстаивать свои права уже там. А вот после вынесения вердикта судом переговоры и претензии не имеют смысла – точка в деле уже поставлена.

    Как видите, досудебный порядок имеет ряд преимуществ, потому стоит им воспользоваться в первую очередь.

    Какие способы защиты прав на земельный участок существуют?

    Разрешение земельных споров в досудебном или судебном порядке всегда осуществляется согласно общим правилам защиты гражданских прав, что предусмотрено статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    Одним из первых способов является признание права собственности на землевладение. Так что, если у вас есть подтверждающие документы, вы совершили сделку или вступаете в наследство на земельный участок, можно обратиться за помощью к юристу и воспользоваться таким способом защиты имущественных прав.

    Второй вариант – это восстановление первоначальной ситуации, которая была нарушена в ходе совершения правонарушения или преступления. К примеру, сегодня реально восстановить права на владение или пользование земельным участком по решению суда, если судебный орган первой инстанции признал недействительным нормативный правовой акт или решение исполнительного органа государственной власти, органов местного самоуправления и других структур. Гражданский кодекс РФ предлагает широкий выбор возможностей и вариантов по защите нарушенных имущественных прав. По закону можно признать недействительным не только решения муниципальных или государственных, но и законодательных органов власти. Если реально в суде доказать самовольное занятие земельного участка, то нарушенные права подлежат немедленному восстановлению.

    Еще один вариант достижения успеха – это признать недействительным нормативный акт органов местного самоуправления или исполнительной власти, если последний не соответствует действующему законодательству и нарушает имущественные права и интересы физического или юридического лица. Такой способ считается своеобразной формой судебного контроля над действующим законодательством по вопросам охраны и использования земель. Согласно Гражданско-процессуальному кодексу РФ суд может вынести решение о том, что действия должностного лица или административного органа власти были незаконны, поэтому подлежат отмене.

    Важно помнить, что если в процессе разрешения земельного спора законные интересы и права лиц были нарушены, то можно взыскать убытки за незаконное использование или неправомерную охрану земель. Возмещением занимается тот государственный орган, который нарушил права арендатора или собственника участка путем принятия незаконного нормативного правового акта.

    Помимо рассмотренных выше способов защиты своих прав может применяться ряд дополнительных мер, которые не оговорены в Земельном кодексе, зато предусматриваются статьей 12 ГК РФ:

    • Признание недействительной оспоримой сделки, а также применение законных последствий ее недействительности;
    • Применение последствий недействительности после признания сделки ничтожной;
    • Признание принятого собранием решения недействительным;
    • Признание недействительным нормативного правового акта органа местного самоуправления или государственной власти;
    • Самозащита права владельца земельного участка;
    • Возмещение убытков и взыскание неустойки или упущенной прибыли;
    • Исполнение обязанностей в натуре по решению суда;
    • Компенсация причиненного морального вреда;
    • Неприменение судом нормативного правового акта органа местного управления по причине его противоречий действующему законодательству;
    • Иные способы, предусмотренные действующим законодательством РФ.


    Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *