Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Компенсация морального ущерба в 2024 году КВР». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) и получатели бюджетных средств — казенные, бюджетные и автономные учреждения — обязаны вести учет, составлять планы и отчетность по единым нормам и в соответствии с требованиями законодательства. Перечень требований и правил применения специальных кодов, определяющих соответствующие значения бюджетного (бухгалтерского) счета, устанавливается Минфином для всех участников процесса.
Единый регламент работы
Алгоритм работы в части формирования кодов бюджетной классификации на 2023 год установлен в Приказе Минфина № 82н от 24.05.2022. А сами КБК на 2023 год и плановый период 2024–2025 гг. обновили приказом Минфина № 75н от 17.05.2022. С 2023 г. бухгалтеры-бюджетники обязаны работать по-новому.
Кроме того, законодатели скорректировали правила формирования КОСГУ. Утверждена новая редакция приказа Минфина № 209н от 29.11.2017. Работать по старым алгоритмам нельзя. Применение в учете устаревших кодов не допускается, в противном случае руководителя привлекут к ответственности.
Как КОСГУ применяют в закупках
Планирование расходов организации бюджетной сферы составляется в разрезе КВР и КОСГУ, доходов субсидии на иные цели, поступлений на капитальные вложения и других межбюджетных трансфертов. После составления плана затрат (ПФХД, бюджетной сметы) учреждение готовит план-график закупок на очередной финансовый период (ч. 6, 7 ст. 16 44-ФЗ). План-график тоже готовится на основании классификаторов кодов ОСГУ.
До 2016 года расшифровка планов-графиков составлялась в разрезе КОСГУ. Но теперь старый кодификатор заменен новыми шифрами — кодом вида расходов по бюджетной классификации. Ошибочно полагать, что статьи КОСГУ не задействованы в закупочной деятельности. Чтобы спланировать любую закупку, учреждению необходимо правильно определить КВР и только потом отразить операцию в плановой документации. Но выбрать правильный КВР невозможно, не определив вначале КОСГУ. В этом и есть ключевой принцип использования кодификаторов и их прямая взаимосвязь.
Перспективы и развитие
Российская Федерация уже предприняла определенные шаги для улучшения ситуации. В 2021 году был принят Федеральный закон «О компенсации морального вреда», который стал важной отправной точкой в решении данного вопроса. Однако, задача полной компенсации морального ущерба остается актуальной.
Перспективы развития этой сферы в будущем включают в себя:
- Уточнение критериев определения морального ущерба и его оценки;
- Разработку процедур установления размера компенсации;
- Усовершенствование механизмов компенсации для различных категорий пострадавших;
- Повышение информированности граждан о возможностях получения компенсации и их правах;
- Расширение сотрудничества с международными организациями и опытными странами в данной области;
- Укрепление правовых гарантий для защиты прав пострадавших и предотвращения повторения случаев морального ущерба.
Развитие компенсации морального ущерба в 2024 году будет направлено на устранение проблемных моментов и улучшение доступности справедливого возмещения. Ожидается, что новые законодательные инициативы помогут решить актуальные вопросы и улучшить ситуацию в этой сфере для граждан России.
Преимущества и возможности
1. Правовая защита и компенсация
Одним из главных преимуществ системы компенсации морального ущерба в 2024 году является обеспечение правовой защиты граждан и возможность получить компенсацию за причиненный моральный вред.
2. Законодательное обеспечение
В 2024 году был принят закон, который устанавливает механизм компенсации морального ущерба. Это позволяет гражданам быть уверенными в своих правах и знать, что в случае нарушений они могут получить соответствующую компенсацию.
3. Возмещение страданий и морального вреда
Система компенсации морального ущерба позволяет гражданам получить возмещение за причиненные страдания, эмоциональный дискомфорт и другие негативные последствия нарушения их прав.
4. Защита интересов потребителей
Компенсация морального ущерба является важной составляющей защиты интересов потребителей. Граждане имеют право на достойную жизнь и наличие реальных инструментов для обжалования нарушений и получения компенсации.
5. Создание справедливой среды
Система компенсации морального ущерба способствует созданию справедливой среды, где граждане могут чувствовать себя защищенными и где нарушения прав не остаются безнаказанными. Это важно для поддержания социальной солидарности и доверия в обществе.
6. Содействие развитию правовой культуры
Система компенсации морального ущерба способствует развитию правовой культуры в обществе. Граждане становятся более осведомленными о своих правах и обязанностях, а также о том, как обжаловать нарушения и защищать свои интересы.
В результате, система компенсации морального ущерба в 2024 году обеспечивает гражданам правовую защиту, возможность получить компенсацию за причиненный моральный вред, защиту их интересов и создание справедливой среды в обществе.
Какие ошибки допускают в применении КВР
Неверно определенный вид расходов для операций учреждений бюджетной сферы признается как нецелевое использование бюджетных средств. За это нарушение предусмотрены значительные штрафы и административные взыскания.
Какие нарушения встречаются чаще всего, как их избежать:
Ошибка | Штраф, наказание | Как избежать |
---|---|---|
Примененная увязка КВР-КОСГУ не предусмотрена действующим законодательством | Ст. 15.14 КоАП РФ:
|
Если в учреждении планируется операция, которой нет в Приказе № 82н, напишите письмо в Министерство финансов с требованием дать пояснения. Применять «несуществующую» увязку до получения официального ответа не рекомендуется |
Код ВР определен по предполагаемому описанию (предназначению) товара | Недопустимо планирование и осуществление расходов по кодам, которые не соответствуют документальному описанию (предназначению) товаров, работ или услуг. Прежде чем совершить операцию, ознакомьтесь с технической или иной документацией к закупаемому товару (либо техническими характеристиками аналогичных товаров) | |
На КВР 200 отнесены затраты, не связанные с осуществлением закупок | Такие нарушения часто связаны с подотчетными расходами. Чтобы не допустить ошибок, необходимо строго разграничить цель расходов: закупки на нужды организации или иные виды | |
Применен КВР, который не соответствует типу учреждения | Перед проведением спорной операции перепроверьте себя. Сравните выбранный КВР с утвержденными кодами из Приказа № 82н |
Пени по налогу на имущество косгу
- Уплата пени и штрафа по государственным договорам на выполнение различных работ и поставки товаров, необходимых для удовлетворения государственных потребностей;
- Возмещение компенсаций за задержку выплат физическим лицам;
- Возмещение морального ущерба;
- Выплата разных судебных издержек;
- Возврат денег в случае неосновательного обогащения;
- Внесение средств на депозитный счет арбитражного суда, которые пойдут на оплату судебных издержек.
- штрафы (в том числе административных), пеней (в том числе за несвоевременную уплату налогов и сборов);
- платежи в форме паевых, членских и иных взносов (за исключением взносов в международные организации);
- платежи в форме взносов в некоммерческие организации, а также взносов в уставный капитал хозяйственных обществ или складочный капитал хозяйственных партнерств бюджетными учреждениями, выступающими в качестве их учредителя (участника);
- платежи в целях внесения получателями бюджетных средств денежных средств в качестве обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов на поставку товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- расходы по возмещению ущерба гражданам и юридическим лицам, понесенного ими в результате отчуждения принадлежащего им имущества;
- расходы государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений по обслуживанию ими долговых обязательств;
- другие аналогичные расходы.
Важно! Если в учреждении были остатки на 1.01.2022 по счетам, которые в этом году заменены на новые, необходимо заменить остатки на начало года, создав соответствующие проводки в межотчетный период — Письмо Минфина России N 02-06-07/49174, Казначейства России N 07-04-05/02-14766 от 13.07.2022″О представлении отчетности».
Обоснование: В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, по элементу 852 «Уплата прочих налогов, сборов» отражаются расходы по уплате в установленных законодательством Российской Федерации случаях:
- КОСГУ 231 – обслуживание внутреннего долга;
- КОСГУ 241 – безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям;
- КОСГУ 242 – безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций;
- КОСГУ 253 – перечисления международным организациям;
- КОСГУ 290 – прочие расходы;
- КОСГУ 530 – увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале.
Новые правила КоАП и КВР
В 2024 году вступают в силу новые правила Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) и Классификатора видов экономической деятельности (КВР). Они вносят ряд изменений, касающихся штрафов и пеней, а также уточняют порядок их назначения.
Одним из основных нововведений является увеличение максимальных сумм штрафов. Теперь они будут зависеть как от характера и тяжести правонарушения, так и от доходов нарушителя. Более крупные и состоятельные компании могут ожидать более высоких штрафов по сравнению с малыми предприятиями.
Другое важное изменение касается процедуры назначения пеней. Теперь они будут рассчитываться как процент от суммы штрафа и указываться в решении суда. Это позволит более точно определить размер пени в каждом конкретном случае и исключить возможность произвола.
Вид правонарушения | Максимальный штраф | Максимальный размер пени |
---|---|---|
Нарушение правил дорожного движения | от 1 500 до 10 000 рублей | от 50% до 100% от суммы штрафа |
Нарушение трудового законодательства | от 5 000 до 30 000 рублей | от 50% до 150% от суммы штрафа |
Нарушение правил пожарной безопасности | от 10 000 до 50 000 рублей | от 100% до 200% от суммы штрафа |
Ввод этих новых правил КоАП и КВР направлен на более эффективное регулирование правопорядка и стимуляцию соблюдения законодательства. Ожидается, что это поможет создать более справедливые условия для всех участников экономической деятельности и поддержать развитие предпринимательства в России.
Статьи косгу на 2022 год расшифровка
Программа разработана согласно методическим рекомендациям Минэкономразвития России и Минобрнауки России и полностью соответствует Профстандарту. Прачечные услуги, установка вентиляции и сигнализации, дезинфекция, перепланировка (некапитальная) помещений, музейная реставрация, паспортизация имущества, а также ветеринарное обслуживание и питание ведомственных животных и зарядка картриджей также относятся к категории 225 КОСГУ.
в отношении доходов, полученных в виде субсидий на государственное (муниципальное) задание автономными и бюджетными учреждениями и в части командировочных расходов. В отношении командировочных расходов на наем жилого помещения и проезд укажем: если они возмещаются непосредственно самому работнику, то отражаются по подстатье 212 «Прочие выплаты» КОСГУ.
Судебные издержки квр
Дата публикации 26.03.2019
Бюджетное учреждение перечисляет денежные средства на депозитный счет арбитражного суда для проведения экспертизы. После судебного разбирательства в случае выигрыша денежные средства возвращаются учреждению, в случае проигрыша не возвращаются. По какому коду КОСГУ перечислить деньги на депозитный счет арбитражного суда? Как отразить эту операцию в бухгалтерском учете?
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (ст. 101 АПК РФ). К таким издержкам относятся денежные суммы, подлежащие выплате за проведение экспертизы (ст. 106 АПК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 82 АПК РФ экспертиза назначается судом. Денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, вносятся на депозитный счет суда стороной, по ходатайству которой назначена экспертиза (ч. 1 ст. 108 АПК РФ).
Возмещение издержек, связанных с рассмотрением дел в судах, отражается по элементу вида расходов 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда» в увязке с подстатьей 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» КОСГУ (п. 51 порядка, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н, п. 10.9.7 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н).
Применение счета 303 00 для учета расчетов по перечислению денежных средств на проведение экспертизы противоречит п. 259 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, поскольку на этом счете отражаются расчеты с бюджетами.
Таким образом, согласно инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н), перечисление денежных средств на депозитный счет арбитражного суда отражается следующими бухгалтерскими записями:
Дебет КРБ Х 401 20 297 Кредит КРБ Х 302 97 731 — отражены в составе издержек средства, внесенные на депозитный счет суда (п. 128 Инструкции № 174н);
Дебет КРБ Х 302 97 831 Кредит КИФ Х 201 11 610, увеличение 18, КОСГУ 297 — перечислены средства на депозитный счет (п. 73 Инструкции № 174н).
В случае выигрыша учреждения в суде возврат расходов по проведению экспертизы отражается по подстатье 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ (п. 9.3.4 Порядка № 209н, абз. 8 п. 109 Инструкции № 174н).
В рамках вида финансового обеспечения 4 могут учитываться только полученная субсидия на выполнение задания и восстановление ранее произведенных расходов. Под восстановлением понимается поступление денежных средств, направленное на компенсацию конкретных расходов, от того контрагента, которому такая выплата была произведена ранее. В рассматриваемом случае оплата производится одному контрагенту, а возмещение происходит от другого (организации-истца, проигравшей стороны).
Таким образом, возмещение стоимости экспертизы отражается в бухгалтерском учете путем начисления новых доходов по КФО 2:
Дебет КДБ 2 209 34 56Х Кредит КДБ 2 401 10 134 — начислены доходы по компенсации суммы экспертизы (абз. 8 п. 109 Инструкции № 174н);
Дебет КИФ 2 201 11 510, увеличение 17, КОСГУ 134 Кредит КДБ 2 209 34 66Х — поступила сумма возмещения на лицевой счет (п. 72 Инструкции № 174н).
Компенсация морального вреда косгу и квр
Требования к применению КВР не меняются в зависимости от способа оплаты расходов: безналично с лицевого счета либо через подотчетное лицо государственного учреждения. Важно, чтобы целенаправленность трат соответствовала описанию указанного кода КВР. К тому же, через подотчетника учреждение имеет возможность осуществлять оплату разных обязательств, включая и закупки. Код вида расходов 831 указывается в случае выплаты компенсации контрагенту по документу суммы госпошлины, которую он уплатил.
- на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности;
- на монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимися объектами работы;
- на иные расходы из состава затрат, предусмотренных сметной стоимостью строительства.
В соответствии с п. 10.9.2 Порядка N 209н** на подстатью 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах» КОСГУ относятся расходы по уплате штрафов, пени за несвоевременную уплату налогов, сборов, страховых взносов, в том числе пени за несвоевременное внесение платы за пользование водными объектами.
Бюджетное учреждение перечисляет денежные средства на депозитный счет арбитражного суда для проведения экспертизы. После судебного разбирательства в случае выигрыша денежные средства возвращаются учреждению, в случае проигрыша не возвращаются. По какому коду КОСГУ перечислить деньги на депозитный счет арбитражного суда? Как отразить эту операцию в бухгалтерском учете?
Введение новых статей и подстатей КОСГУ, а также детализации статей КОСГУ подст. КОСГУ, которые ранее не детализировались, позволило устранить несоответствие вступивших в силу Федеральных Стандартов и действующей Классификации, которое ранее присутствовало.
Отметим, что к финансовым организациям относятся банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ на осуществление банковских операций, а также юридические лица, предоставляющие на основании соответствующей лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования, микрофинансовые организации, иные финансовые организации.
До 2023 года расшифровка планов-графиков и планов закупок составлялась в разрезе КОСГУ. Но теперь старый кодификатор заменен новыми шифрами — кодом вида расходов по бюджетной классификации. Ошибочно полагать, что статьи КОСГУ не задействованы в закупочной деятельности.
Приказом Минфина РФ от 29.09.2023 № 222н внесены поправки в Порядок № 209н в части применения КОСГУ. Причем некоторые новшества нужно применять уже сейчас (в 2023 году), а некоторые – с 2023 года.
Учреждение-работодатель должно направить в территориальный орган ФСС реестр работников, которые имеют право на выплату, не позже трех рабочих дней после нормативных смен.
С 2023 года КОСГУ не применяется получателями средств при формировании планов доходов и расходов, но применяется в учете и отчетности. В 2023 году требуется применять ее для учреждений и организаций государственного сектора при составлении рабочего плана счетов, ведении учета и отчетности. Порядок утверждения плана счетов бюджетного учета закреплен в Приказе Минфина № 162н (в ред. 31.03.2023).
С 2023 года в действие вводится новый порядок применения КОСГУ. Наиболее значимые изменения затрагивают зарплату, социальные выплаты и несоциальные, доходы в натуральной форме и денежной. Из этой статьи вы узнаете, как изменилась классификация кодов КОСГУ заработная плата, социальные выплаты, пособия для работников государственного сектора.
- КВР 243 с КОСГУ 347;
- КВР 122 с подстатьей 221 КОСГУ, в части компенсации работникам стоимость сотовой связи;
- КВР 243 — с подстатьями 229 и 299 КОСГУ;
- КВР 454 и 455 — со статьей 530 КОСГУ;
- КВР 613, 623, 634, 814 — с подстатьей 297 КОСГУ применительно к выплатам денежных премий по результатам проводимых смотров-конкурсов.
Так, например, введен новый КОСГУ 266, на который следует относить социальные пособия и компенсации, предоставленные персоналу государственного (муниципального) учреждения в денежной форме. Что следует относить к данным социальным пособиям? На КОСГУ 266 относите пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни. То есть пособие, выплачиваемое за счет средств работодателя. Также на данный код необходимо относить ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет (в размере 50 рублей). Все категории выплат и компенсаций закреплены в ст. 10.6.6 главы 2 Приказа № 209н.
- КВР 111 с подстатьей 211 КОСГУ – в части расходов на оплату труда осужденных, трудоустроенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы России;
- КВР 111 с подстатьей 266 КОСГУ – в части оплаты пособий осужденным за первые три дня больничного.
К видам расходов по коду 113 относят возмещение затрат, связанных с проживанием, питанием и проездом во время прохождения учебной практики, участия в спортивных соревнованиях и предметных олимпиадах. Однако открытость перечня должностей, которым могут быть возмещены аналогичные расходы по коду КВР 123, позволяет воспользоваться им при направлении обучающихся или спортсменов на выездные мероприятия по плану органов местного самоуправления.
- привлечение физических лиц для выполнения поручений без заключения договорных отношений;
- компенсация проездных билетов к месту прохождения практики студентами, участия в соревнованиях спортсменов либо отбывания отпуска курсантами;
- возмещение расходов на проживание и питание в месте организации практики, проведения соревнований либо отпуска.
Разъяснения Минфина о порядке применения КОСГУ в части оплаты труда
К социальным пособиям в натуральной форме относится приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан либо осуществление физическим лицам выплат на приобретение товаров, работ, услуг, а также компенсация (возмещение) физическим лицам расходов на приобретение товаров, работ и услуг.
- компенсационных выплат работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
- пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника или получения им травмы;
- выходных пособий и компенсаций работникам при увольнении, потере трудоспособности и т. п.
Социальные выплаты. Выплаты по оплате труда относят к социальным, если они связаны с болезнью, утратой заработка или другими социальными рисками. Событие несет социальный риск, если может негативно повлиять на имущественное положение физического лица.
- приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также компенсационная выплата этим работникам в размере, эквивалентном стоимости указанных продуктов;
- компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей;
- компенсация найма (поднайма) жилых помещений (за исключением служебных командировок) в установленных законодательством РФ случаях.
Оплата труда работников представляет собой полное вознаграждение в денежной или натуральной форме, подлежащее выплате лицу в рамках отношений между работодателем и наемным работником за работу, выполненную в течение отчетного периода. Эти суммы подлежат выплате в порядке обмена за предоставляемые физическими лицами услуги (физического или умственного труда), используемые в процессе производства, создания услуги (п. 2.1 Разъяснений).
Операции по перечислению среднего заработка на банковскую карту работника или выдаче из кассы учреждения (Операция 4) оформляются документами Заявка на кассовый расход (Платежное поручение) или Расходный кассовый ордер. Операцию 5 по начислению задолженности военкомата можно оформить документом Операция (бухгалтерская).
В соответствии с пунктом 109 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н) суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных бюджетным учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации, отражаются по дебету счета 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат» и кредиту счета 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг».
Учет возмещения военкоматом расходов на выплату среднего заработка
По общему правилу под восстановлением кассовой выплаты понимается поступление денежных средств, направленное на восстановление (компенсацию) конкретных кассовых расходов учреждения. Денежные средства должны поступать от того юридического (физического) лица (контрагента), которому такая выплата была произведена ранее, и в рамках того же договора (той же операции). Поэтому в рассматриваемом случае отражать поступление компенсации как восстановление кассового расхода некорректно.
В таблице приведены бухгалтерские записи по отражению в бухгалтерском учете компенсации расходов, связанных с выплатой среднего заработка работающим гражданам, полученной бюджетным учреждением от военкомата, и документы, которыми они формируются в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2 (далее — БГУ) (см. таблицу).
Компенсация расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации. Компенсация перечисляется на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства военному комиссариату, органу ФСБ России.
В силу пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением этого закона, является расходным обязательством Российской Федерации. Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (далее — Правила № 704). В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Правил № 704 компенсируются расходы организаций, связанные с выплатой среднего заработка работающим гражданам, с учетом начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
В соответствии с пунктом 109 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н) суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных бюджетным учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации, отражаются по дебету счета 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат» и кредиту счета 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг».
Следует полагать, что прописывать в трудовом договоре порядок выплаты компенсации не обязательно, т. е. его отсутствие не будет являться нарушением норм законодательства. Но по желанию сторон такие условия могут быть вписаны. Более того, согласно статье 236 Трудового кодекса, работодатель имеет возможность изменить размер выплачиваемой работнику денежной компенсации, но только в сторону увеличения, указав это, соответственно, в трудовом договоре.
Таким образом, расходы на выплату денежной компенсации за несвоевременную выплату заработной платы подлежат отражению с применением элемента видов расходов 853 «Уплата иных платежей» и могут быть отнесены на подстатью 295 «Другие экономические санкции» КОСГУ.
Размер компенсации не может быть меньше 1/150 ключевой ставки, действующей в периоде просрочки, от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки ( ст. 236 ТК РФ). То есть учреждение вправе выплатить компенсацию и в большем размере.
От оформления такой компенсации будет зависеть порядок ее обложения НДФЛ. Разобраться в этом вам поможет таблица.
Компенсацию работодатель должен выплатить за период задержки начиная со дня, следующего за установленным днем выплаты зарплаты, по день ее фактической выплаты включительно. К примеру, зарплату работники должны были получить 06.03.2023, а работодатель выплатил ее только 20.03.2023, соответственно, в данном случае количество дней просрочки составит 14 дней (с 07.03.2023 по 20.03.2023 (включительно)).
Аналогичная позиция подтверждается судебной практикой (смотрите, в частности, решения Свердловского районного суда г. Костромы Костромской области от 13.10.2023 по делу N 2-4436/2023, от 13.10.2023 по делу N 2-4417/2023, решение Магаданского городского суда Магаданской области от 29.09.2010 по делу N 2-2909/10).
При осуществлении работодателем выплат в натуральной форме работник не имеет свободы выбора в отношении того, как использовать выплату (выплата просто освобождает его от необходимости осуществления расходов за счет собственных средств). Например, компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей относится к прочим выплатам в натуральной форме (подстатья 214), поскольку данная выплата осуществляется в целях обеспечения (компенсации стоимости) услуги, гарантированной законодательством, определенным категориям работников в целях стимулирования занятости в определенных местностях.
Доказать моральный вред в суде – довольно сложная задача. Потребуется подтвердить само событие (например, ДТП) документами, разобраться с выбором ответчика (например, за несовершеннолетних отвечают их родители), подтвердить документально нарушение закона (например, факт раскрытия медицинской тайны скриншотами чужой переписки), зафиксировать документально наличие морального вреда, страданий (например, заключением специалиста по психиатрии).
Важный момент! Суд может запросить любой документ у компетентных органов по просьбе пострадавшего.
Судьи зачастую в несколько раз снижают размер исков при принятии решений. Наименьший шанс получить значительную компенсацию имеют граждане, не пытающиеся урегулировать конфликт до суда. Несмотря на объективные сложности с доказательствами и оценкой, число дел о возмещении морального вреда растет.
В заключение приведем несколько примеров, указывающих на опасность подобных исков для бизнесменов. Решением Димитровского райсуда г. Костромы от 19/07/2016 г. по делу № 2-954/2016 за задержку заработной платы работодатель был обязан компенсировать моральный вред суммой 12 тыс. руб. при заявленной сумме 20 тыс. руб. В дальнейшем по аналогичным делам цена иска лишь возрастает.
Автор произведений отсудил у нарушителей его прав, фирмы в лице конкретного гражданина, две компенсации: одна за моральный вред (30 тыс. руб.), другая за использование произведений без выкупа исключительных прав, нарушение исключительных прав (100 тыс. руб.). Решение по делу № 3-746/2018 от 27/11/2018 принял Мосгорсуд.
Апелляционным определением по делу № 33-5358/2018 от 13/04/2018 судья Свердловского облсуда защитил права пострадавшей при проведении рекламной акции фирмы женщины, в руку которой врезался квадрокоптер. В результате происшествия она долго не могла заниматься профессиональной деятельностью, потерпела убытки. Дополнительно возникли серьезные семейные проблемы.
Кроме упущенной выгоды и еще нескольких выплат, суд взыскал 30 тыс. руб. — компенсацию моральных страданий.
Кто и как рассчитывает сумму компенсации?
Кто и как рассчитывает компенсацию за моральный вред и в чем она выражается?
Размер компенсации морального вреда всегда определяется в денежном выражении (п. 1 ст. 1101 ГК РФ).
Конкретную величину в большинстве случаев устанавливает суд (п. 2 ст. 1101 ГК РФ).
Исключением здесь будет ситуация возмещения вреда работодателем своему работнику, когда размер выплаты предусмотрен трудовым договором и работник с этим объемом согласен (ст. 237 ТК РФ).
ВАЖНО! ВС РФ в постановлении № 33 уточнил, что, несмотря на определение компенсации в денежном выражении, компенсировать вред допустимо и в неденежной форме, например, путем передачи пострадавшему лицу имущества, оказания услуг и т.д. Однако так можно сделать не в любом случае, а только на стадии исполнения судебного акта о взыскании компенсации.
Каковы критерии определения размера компенсации морального вреда? ГК РФ (п. 2 ст. 1101) предписывает судам ориентироваться:
- на характер возникших у потерпевшего страданий;
- степень вины причинившего эти страдания (когда от нее зависит необходимость возмещения ущерба такого рода);
- конкретные обстоятельства ситуации причинения вреда;
- индивидуальные черты потерпевшего;
- разумный и справедливый подход.
Пленумы Верховного суда РФ добавляют сюда еще:
- иные обстоятельства, заслуживающие внимания в каждом конкретном случае — постановление от 26.01.2010 № 1;
- сумму, в которую сам потерпевший оценивает ожидаемую компенсацию — постановление от 20.12.1994 № 10;
- имущественное положение ответчика-гражданина (если оно тяжелое, то допустимо присудить меньшую сумму) — постановление от 15.11.2022 № 33;
- соотношение размера компенсации с уровнем доходов гражданина (в связи с чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им самим в исковом заявлении) — постановление от 15.11.2022 № 33
То есть, несмотря на то что объем выплаты, указанный судом, будет выражен во вполне конкретной денежной сумме, какие-либо правила количественного определения размера компенсации морального вредане не установлены, и оценка объема выплаты осуществляется по качественным показателям на основе индивидуального подхода.
Еще больше информации и примеры судебных дел, в которых были учтены различные факты, влияющие на размер присуженной компенсации морального вреда, смотрите в КонсультантПлюс. Оформите тестовый доступ и читайте материалы КонсультантПлюс бесплатно.